Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На каждого возложена частичная ответственность за поступки ближнего. Ведь невозможно, чтобы действия одного человека совсем не отражались на других.

Даже если отвлечься от всех этих рассуждений, поступки, которые человек совершает, опираясь на свой разум и чувства, могут существенно отличаться от деяний, предписанных святой Торой. Один и тот же поступок становится совершенно иным, правильным и совершенным, если его совершают в соответствии с установлениями Торы.

Свидетельство этому — история, произошедшая с раби Хией. Нам кажется, что человек, поступающий как он, свободен от греха, и его действия вызваны не ощущением вины за чужое прегрешение, а исключительно любовью к ближнему, за что он достоин славы. Но если мы вдумаемся в слова святой Торы, то обнаружим, что корень и суть этого обычая проистекают из совершенно иного источника. Вовсе не милосердие и сострадание сердца должны побуждать человека скрыть позор ближнего. Принимая на себя часть его вины и стыда, он действует строго по закону и справедливости! Более того, человек проявит низость души, если его ближний будет опозорен, а сам он будет радоваться собственной непогрешимости — как будто не несет своей доли ответственности за поступки других.

На каждого возложена частичная ответственность за поступки ближнего. Ведь невозможно, чтобы действия одного человека совсем не отражались на других. Человек влияет не только на свое ближайшее окружение, в определенной мере он воздействует на души всех людей. Очищая свою душу, совершенствуя поступки и мысли, а также исправляя пути, он улучшает качества других и исправляет их души. Чистые чувства и непорочные мысли проникают в сердца людей, окутывая их духом истины, чистоты и добродетели. В святых книгах сказано, что исполнение человеком заповеди распространяет вокруг него атмосферу Ган Эдена, которая очищает и окружающих. Чем сложнее заповедь и чище душа исполнившего ее, тем больше влияние Ган Эдена. Когда же некто совершает зло, все должны ощущать свою причастность к его поступку. Ведь если бы наши сердца были чище, а пути и дела праведнее, нет сомнения, что наше воздействие на грешника было бы сильнее и могло предотвратить его преступление. Более того, злодей неизбежно влияет на нас самих. Он приближает грех к тем, кто его не совершал, и они испытают его воздействие. Получается, что, когда грешник творит злодеяние, в этом, сами того не зная, участвуют души других людей, которые получают свою долю ущерба. Человек с чувствительным сердцем, воспринимающий и осознающий происходящее в глубине своей души, ощущает себя соучастником каждого совершающегося в мире греха, хотя его доля в нем и невелика. Поэтому он и не возлагает всю вину только на согрешившего, а принимает на себя ее часть, не считая себя полностью чистым и невиновным.

Теперь мы сможем ответить на вопрос, возникший у нас в самом начале урока. Мы говорили о том, что обвинение Всевышнего, обращенное к Моше и Аарону: «Доколе вы будете отказываться соблюдать заповеди Мои и повеления Мои?!»[7], — находит свое отражение в распространенной поговорке о том, что «вместе с сорняками вырывают и капусту». И дело не в том, что Всевышний не в состоянии отличить тернии от розы. Б-жественные свойства не похожи на качества людей, Он знает корень и место всего в мире, и «не пристало Судье мироздания наказывать праведного и невинного вместе с грешником и преступником»! Но поскольку роза растет возле терний, они влияют друг на друга. И если мы видим, что воздействие розы на тернии слишком слабо, чтобы смягчить их шипы, это знак того, что тернии влияют на розу. Так и порочные деяния грешников оставляют след в душах праведников. Именно в этом Всевышний упрекнул Моше и Аарона: «Доколе вы будете отказываться соблюдать заповеди Мои и повеления Мои?!»[8] Таким образом, мы поняли, в чем заключалась суть обращенного к ним упрека.

До сих пор мы говорили о влиянии, которое люди, в силу своей природы, оказывают друг на друга и на весь мир в целом. Но сыновья Израиля связаны друг с другом особой духовной близостью, которая позволяет каждому еврею с большой силой воздействовать на души своего народа. Возможно, именно это имели в виду наши мудрецы в своем изречении: «“И будут спотыкаться друг о друга”[9] — преступление одного является преткновением на пути каждого. Это доказывает нам, что все в народе Израиля ответственны друг за друга»[10]. При этом слово «ответственность» на Святом Языке буквально означает «связь» и «смешение», а использованный в приведенном изречении предлог подтверждает правильность именно этих значений! То есть это высказывание следует понимать так: «Все евреи связаны (“смешаны”) друг с другом». Их души связаны в единое целое, и потому поступок каждого оставляет отпечаток в душах всех сыновей Израиля. Никто из евреев не может отделиться от своего народа и грешить лишь в ущерб себе, не причиняя этим вреда душам других. Ответственность евреев друг за друга в книге Томер Двора объясняется тем, что их души действительно проникают одна в другую[11]. И все слова Торы должны пониматься на четырех уровнях толкования. Когда Ахан согрешил, присвоив добычу из заклятого в Йерихоне[12], Всевышний сказал Йеошуа: «Согрешил Израиль»[13]. Ведь в действительности согрешил не только Ахан, но и весь народ Израиля, ибо в нем нашелся Ахан, взявший из заклятого, что стало грехом всей общины! И когда двое из сыновей Израиля, не поверив словам Б-га, вышли в шабат собирать манн[14], в этом проявился недостаток веры всего Израиля, в том числе Моше и Аарона, и потому Всевышний сказал им: «Доколе вы будете отказываться исполнять заповеди Мои и повеления Мои?!»[15]

Итак, если у человека возникнет желание разделить с ближним вину за его проступок, важно понимать, что является истинной причиной этого желания. Оно должно пробудиться не только из-за стремления избавить его от позора, но, в первую очередь, из ощущения, что и он сам не свободен от греха, а потому обязан принять свою долю стыда и наказания. Если человек это осознает — как прекрасен и похвален его поступок! Теперь в нем нет недостатка, ведь в его основе — не только сострадание, но и ответственность за других евреев, чему нас учит святая Тора.

[7] Шмот 16:28.

[8] Шмот 16:28.

[9] Ваикра 26:37.

[10] Швуот 39а.

[11] Томер Двора 1:4.

[12] Йеошуа, гл.7.

[13] Йеошуа 7:11.

[14] Шмот 16:27.

[15] Шмот 16:28.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»