Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О единстве и единообразии

Отложить Отложено

«Девять дней» — подходящий повод поговорить о единстве.

Нет, я не имею ввиду то «единство», о котором не высказался только ленивый. Лозунги хороши на демонстрациях и на стикерах, приклеенных на заднее стекло автомобиля. К реальной жизни они не имеют никакого отношения. Давайте поговорим о единстве, про котороe написано: «И стал там Израиль напротив горы» — как один человек. О том единстве, из-за отсутствия которого нет у нас сегодня Храма, и, как следствие — все наши проблемы: духовные, материальные, финансовые, политические и социальные.

Для начала, давайте попытаемся понять, чем отличается еврейское единство от любого другого. Тут уместно привести короткий исторический рассказ.

Дело было осенью 1913 года, на знаменитом заседании по делу Бейлиса. Обвинитель закончил свою пламенную речь, и наступила очередь защиты. Одним из самых «трудных» пунктов обвинения был отрывок из гмары, приведенный прокурором якобы в качестве доказательства того, что евреи не считают представителей других народов за людей: «Вы называетесь “человек”, а народы мира не называются “человек”» — так звучит текст гмары в примерном переводе. Отвечать взялся адвокат О. Грузенберг — единственный еврей среди защиты.

Он сказал: «Уважаемые судьи, посмотрите в зал. Такого количества народу сюда не набивалось со дня его открытия. Еще больше людей толпится вокруг здания суда. И миллионы наблюдают за ходом процесса по всему миру. Это не праздные зеваки, которым нечем заняться. Это ремесленники и банкиры, отцы семейств и студенты, которые преодолели много километров и прождали много часов, чтобы попасть сюда. Единственное, что их объединяет — это то, что все они — евреи. Ни один еврей не может спокойно продолжать свои дела, когда над его братом нависла угроза сурового приговора. Если бы где-то в Америке судили русского — это интересовало бы только его родных и близких. Так же обстояло бы дело с французом или португальцем. В чем же разгадка такого редкостного единства евреев? А дело в том, что весь еврейский народ уподобляется единому организму, они все — как один человек. Об этом и говорит Талмуд: “Вы называетесь — человек” — один человек. В то время, как народы мира называются “люди” (а не “человек”) — каждый за себя».

Каждый, кто приезжает в Израиль, сразу обращает внимание на бесконечные разделения на группы: религиозные и светские, правые и левые, новоприбывшие и «сабры» и т.д. и т.п. Внутри каждой группы есть подгруппы, которые, в свою очередь, тоже делятся…

Что же делать?

Ну, для начала — не паниковать. А кроме этого, давайте посмотрим, чего НЕ делать.

В прессе, в воздухе, в разговорах «на улице» (в том числе и на страницах этого блога) время от времени раздаются призывы «быть вместе», не делить людей на «мизрохников» и «харедим», на «баалей батим» и «бней Тора», на «сионистов» и «анти», на «сефардов» и «ашкеназов»… Некоторые «глобалисты» даже требуют всем перейти на один нусах (порядок молитвы) и запретить различные эхшерим. Как говорили в Советской армии, «безобразно, но однообразно».

Дорогие поборники еврейского единства! Можете закидать меня тапками (во имя «единства» можно всё!), но по моему глубочайшему убеждению, единства нельзя достичь стиранием различий. Можно подстричь всех по одному фасону, одеть всех в одинаковые костюмы, даже назвать всех одним именем — единства от этого не прибавится. Кстати, подобные методы мы где-то уже проходили — и что? Много там было единства?

Еще до того, как мы стали народом, у нас существовало разделение по коленам. С древних времен еврейский народ делился на «хаверим» (посвятившим себя изучению Торы) и ремесленников (тоже уделяющих время учебе), на «Бавель» (Вавилон) и «Маараву» (землю Израиля), на бейс Шамай и бейс Илель…

Любое общество неизбежно делится на группы. Но не в этом причина разобщенности.

Разобщенность существует только там, где нет единой цели.

Поколение вавилонской башни заслуживало смерти, но к ним было применено «мягкое» наказание только потому, что они были объединены общей (хоть и неблаговидной) целью. Если у нас единая цель, и каждый вносит свою лепту в ее достижение — мы едины. Все уважаемы, легитимны и даже различны — но едины. Хотите пример?

Армия. (опять)

Она состоит из солдат и офицеров (младшего, старшего и высшего состава), из боевых подразделений и тыловых служб, из различных родов войск, каждый из которых выполняет только ему поставленную задачу — и все вместе они стремятся к достижению ОДНОЙ цели. В каждом подразделении воспитывается «гаават hа-ехида» (гордость за «своих», без этого — никуда), но все осознают необходимость и незаменимость других.

Смешно спорить, кто лучше и полезнее — ракетчики или танкисты. Смешно обвинять летчиков в том, что они не такие, как моряки. И еще смешнее бороться за «сплочение рядов» путем объединения всех родов войск и введения единой для всех формы одежды.

А теперь мы подошли к самому главному.

Какова цель еврейского народа?

От ответа на этот вопрос и будет зависеть, кто «с нами», а кто — «против нас». Если декларируемая цель соответствует поставленной задаче — совершенно неважно, какого фасона кипа одета на голове. Самый великий мудрец Торы не сможет выполнить задачу начинающего баал-тшува, но если они «служат» в одной «армии» — они вместе.

Перегиб, который чаще всего можно встретить «на местах» (среди баалей тшува — чаще других) — ошибочное представление: «есть только один правильный “род войск”, и этот “род войск” — мой (а как же иначе?)».

Аhават Исраэль достигается уважением к «паралельному классу», а не кричанием об этой самой Аhават Исраэль и бросанием камней в «несогласных». (Перед тем, как возражать, пожалуйста, прочитайте еще раз этот абзац.)

Как иллюстрация к сказанному — еще один исторический рассказ.

В 1929 году, после кровавого погрома, ешива «Хеврон» переехала в Иерусалим. По случаю встречи ешивы собрались гдолей Тора, а с ними, понятно — множество жителей святого города. Рав Йосеф Хаим Зоненфельд зц"л, рав Иерусалима, произнес речь, а вслед за ним на трибуну поднялся один из учеников ешивы для того, чтобы сказать диврей Тора. Тут надо отметить, что мода литовских ешиботников того времени слегка отличалась от сегодняшней: их лица были гладко выбриты, они носили светлые парусиновые костюмы, а их головы украшали белые соломенные шляпы с черной лентой — вид, не совсем привычный (мягко говоря) для жителей Иерусалима. Едва поднявшийся парень начал свою речь, к раву Зоненфельду, который слушал, закрыв глаза, обратился один из «ирушалмим»: «Ребе, Вы видите, КАК он выглядит?» На что рав Йосеф Хаим, не открывая глаз, ответил: «Нет. Я слышу, КАК он говорит

Осталось упомянуть только о тех, кто пока не знает цели еврейского народа или видит ее «по-своему»: построить государство, заселить Эрец Исраэль, обеспечить безопасность, догнать и перегнать Америку, добиться признания в мире, показать им всем ёлки-палки и т.д.. Эти люди пока еще «не с нами», но единство с ними возможно — если они присоединятся к действующей вот уже 3.322 года «армии Вс-вышнего» и к цели, поставленной перед ней: «ואתם תהיו לי ממלכת כהנים וגוי קדוש» — А вы будете мне царством священников и святым народом.

Других способов просто нет.

Теги: Острая тема, Ав