Из цикла «Даат тфила», темы: Мудрость, Рамбам, Мишне Тора, Познание Творца, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Так Рамбам назвал раздел своей книги Яд аХазака, в который включил все законы, относящиеся к качествам человека: хождение по путям Всевышнего, любовь между человеком и его ближним, запрет ненависти, мести и т.п.
«Много качеств есть у людей. Отличаются эти качества друг от друга, и предельно далеки они друг от друга. Один гневлив, он постоянно пребывает в ярости; другой спокоен, он никогда не злится, а если и разгневается, то раз в несколько лет…. Прямой путь — срединная степень во всех качествах человека, одинаково удаленная от обеих крайностей… Поэтому постановили мудрецы древности, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества и измерял их и направлял их по срединному пути, чтобы тело его сохраняло цельность. Каким образом? Не горячиться и не впадать в гнев легко, но и не быть подобным бесчувственному мертвецу. Но уравновешивать крайности: гневаться только по важным вопросам, достойным этого, чтобы избежать повторения подобной ситуации. А также желать только вещей, необходимых для тела, без которых невозможно жить, как сказано: “Праведный ест досыта [(чтобы насытиться), а чрево нечестивых сократится]” (Притчи 13). А также работать столько, чтобы зарабатывать только на скромные траты, как сказано на эту тему (Псалмы 37): “Лучше немногое для праведника, [чем изобилие для множества нечестивых]”. Не слишком жалеть денег для помощи другим людям, но и не транжирить свое состояние, а давать цдаку в соответствии с возможностями и ссужать деньги тому, кто в этом нуждается. Не быть гулякой и большим любителем развлечений, но и не грустить и скорбеть, а быть всегда веселым в меру и приветливым. И так со всеми другими качествами. И путь этот — путь мудрых. И заповедано нам идти этими срединными путями, путями добрыми и прямыми, как сказано: “И будешь ходить Его путями” (Дварим 28-9). Как сказано: “Как Он Милостив, так и ты будь милостивым; как Он Милосерден, так и ты будь милосердным; как Он Свят, так и ты будь свят”. Подобно этому, пророки называли Б-га следующими именами: Долготерпеливый, Многомилостивый, Праведный и Честный, Беспорочный, Могучий и Сильный, и тому подобное — чтобы объявить Его пути путями добрыми и прямыми. И обязан человек приучить себя к путям этим и быть похожим на Него, насколько это ему по силам».
На первый взгляд, это кажется странным: какое отношение имеют знания к качествам? Знание радости, знание гнева, знание жадности, знание скромности… И вообще, сами по себе заповеди о чувствах: любить и не ненавидеть, радоваться и не печалиться, «приучить себя к этому» требуют объяснения.
Здесь нам открывается важный принцип в строении человека.
«Черна я, но прекрасна, дочери Иерусалима, как шатры Кедара, как завесы Шломо» (Песнь Песней 1:5). Что значит «как шатры Кедара?» Человеку в его поведении необходимы достойные отношения с Творцом и положительные качества, проявляемые к ближним. Отношения между человеком и Всевышним остаются внутри человека. Отношения с ближним проявляются вовне. Об этом и сказано в Гемаре: «Кто мудрец Торы? Тот, кто умеет переворачивать свой халат обычным образом». Суть в том, что человеческие качества находятся снаружи, и они подобны одеяниям заповедей. И они — главное в Торе. Как сказано: «Гневающий как будто служит идолам, и возгордившийся… и т.д.» Они не записаны в Торе, потому что они — основания Торы. И тот, кто хочет перебороть какое-то негативное качество, должен склонить себя к его полной противоположности, как от гнева — к милости, и от гордыни — к скромности, а потом перейти к срединному пути. Об этом и сказали: «Кто мудрец Торы? Тот, кто умеет переворачивать свой халат» — то есть, свои качества. И поставит их «обычным образом», как они должны быть — посередине…» (Виленский Гаон).
Отношения между человеком и Творцом — внутри человека, поскольку они относятся к разумной душе. А отношения между человеком и его ближним — снаружи, они относятся к нижней, животной душе. «Известно, что качества — это одеяния, а именно, что качества идут от души, связанной с телом, и они одеяния для высшей души, души разума».
Примечательно, что качества любви к Б-гу и страха перед Ним Рамбам упоминает в законах Основ Торы. А качества, проявляющиеся в отношениях между людьми, он приводит в Законах Знаний. И сказанное нашими учителями о причине того, что качества характера не заповедуются в Торе, относится к качествам нижней души, связанной с телом. Но внутренние качества, относящиеся к высшей разумной душе — любовь к Всевышнему и трепет перед Ним — это повелительные заповеди Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»