Из цикла «Даат тфила», темы: Давид, Еврейская молитва, Царь, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Три венца было на священных сосудах Храма: венец на жертвеннике, символ короны священства, венец на Ковчеге — символ короны Торы… «А венец на столе — удостоился Давид и взял его». «Золотой венец на столе символизирует корону царства, поскольку стол — там богатство и величие, как говорят “царский стол” (Раши)». Для подданных, воцаряющих, царство — это кормилец, тот, кто дает блага.
В Гемаре замечательно описано предстояние народа Израиля как нуждающихся перед своим царем, Давидом, когда они просили у него свое пропитание. «Когда занялся рассвет, вошли к нему мудрецы Израиля и сказали: Господин наш, Царь! Твой народ Израиля нуждается в пропитании. Сказал им: Идите и зарабатывайте один у другого. Сказали ему: пригоршня не может накормить льва, и яма не наполнится водой сама. Сказал им: идите в завоевательный поход. Немедленно берут совет уАхитофеля, и совещаются с Санхедрином, и спрашивают Урим и Тумим» (Брахот 3). Если бы яма могла наполниться от себя, у нее не было бы возможности наполниться от царя.
Царство дает существование тем, кто зависит от него, и оно может воспринять себя в качестве источника благословения. «Дал Я величие фараону, сказавшему: “Кто Г-сподь?!”. Санхериву — сказавшему: “Кто из всех богов земель…” Но царство Израиля — это царство луны, “у которой нет ничего от себя”. “Дал величие Давиду, а он сказал: “Я червь, а не человек””. И Давид свидетельствует о себе: “Не было надменно сердце мое” — когда помазал меня Шмуэль; “и не возносились глаза мои” — когда я убил Голиафа; “и не следовал я за великим” — когда перевозил Ковчег; “и недостижимым для меня” — когда вернули меня на царство. “Но уподобил душу мою ребенку, отнятому от груди матери его”».
В этом свойство его царства. «Цари Израиля уподоблены луне, как сказали мудрецы: “Дал Я величие Давиду, а тот принизил себя”, и так все они. Ибо в этом все их царство: признать, что все — от Всевышнего, и что Его царство властвует надо всем» (р. Цадок аКоэн).
«…И они (мудрецы Израиля) уделяют почет Давиду и говорят: Пусть земной царь благословит Небесного Царя». Израиль знает свойство царства дома Давида, что источник изобилия его благословения — Небесное Царство.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»