Из цикла «Даат тфила», темы: Служение, Еврейская молитва, Богобоязненность, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
И также в служении жертвоприношений (и связанной с ним молитве) реализуются три замысла Творения. Актом жертвенного служения человек «передает себя Всевышнему… и это называется служением, потому что раб принадлежит хозяину… и он указывает своим служением, что человек принадлежит Ему, как раб» (Маараль). Здесь присутствует провозглашение царства Всевышнего, начало восприятия отношения созданий к своей Причине. А цель и конечная точка такого восприятия — раскрытие всех путей управления Малхута в мироздании.
И касательно пользы от служения: искупление человека, его приближение заново к Творцу, и тем самым способность принимать изобилие блага Свыше — ему самому и всему мирозданию, зависящему от него. И этим реализуется замысел воздаяния блага. «Польза от служения есть только для грешника, приносящего жертву» (р.Бехае). А в акте «служения как потребности Всевышнего» (см.выше) реализуется раскрытие Единства Всевышнего.
Таким образом, мы видим, как в молитве реализуются три замысла творения мира.
***
«Суть молитвы — восполнить человеку то, чего ему недостает, и тогда Всевышний слышит его молитву и просьбу, когда человек обладает недостатком и нуждается в восполнении… А когда человек не молится и не просит словами — нет здесь получающего, поскольку каждый получающий просит получить то, чего ему недостает, и поэтому нужно просить о своем недостатке вслух» (Маараль). Служение молитвы — это позиционирование себя как обладающего недостатком, как сосуда, жаждущего наполнения от своей Первопричины. По словам Виленского Гаона, «нужно представить себя нищим в начале молитвы, когда произносится “Г-сподь, открой мои уста”, бедняком, стоящим в царских вратах, где находится вход в чертоги…»
«Будут трепетать пред Тобой с (восходом) солнца» (Псалмы 72). Отсюда мы учим, что нужно молиться Шахарит (утреннюю молитву) с наступлением дня (Брахот 9). Молитва называется «трепет». В этом — ультимативный внутренний настрой предстояния перед Царем. «Ибо трепет достигает самого Божественного, ведь перевод слова “божественное” на арамейский язык — дахала, слово, обозначающее страх» (Маараль). Трепет на уровне ощущения человека, стоящего напротив Творца. Чувство видения: «Пусть видит себя, как будто он стоит перед Шехиной» (Рамбам, Законы молитвы). Трепет на уровне видения, которое приводит к самоотречению человека перед волей его Царя.
И тогда, само собой, намерение в молитвенных просьбах — не для себя, а для исполнения воли Царя. «Общая интенция в молитве — только добавить силы святости, подобно солдату, забывающему обо всех личных потребностях и проблемах и по собственной воле жертвующему собой для славы царя, чтобы он завоевал царский венец данного государства. Так следует человеку обратить все свое внимание и чистоту своей мысли в молитве только на то, чтобы добавить силы в святые миры» (Нефеш аХаим ч.2 гл. 11). Это и есть предельное «служение как потребность Всевышнего».
Поразмыслите над всем этим хорошенько. Здесь мы объяснили все основы служения в сфире Малхут — где они находятся в молитве и связанном с ней служении.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»