Из цикла «Даат тфила», темы: Служение, Еврейская молитва, Царь, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Раскрытие Всевышнего
«Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили» (Даат Твунот 32).
«Малая доля» — это те качества управления, в которых Он раскрылся нам в творении. На человека возложено служение открыть и понять их посредством изучения Торы и заповедей, прилепиться к ним и ходить по этим путям, стать для них колесницей.
Тем самым человек совершенствует себя и приходит к цели своего существования — уподоблению Творцу. И, приобретая совершенство самостоятельно, он уподобляется Творцу, совершенному Самому по себе: «И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.
Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом» (Путь Творца 2:1).
Легко понять, даже на простом уровне, суть служения воцарения посредством максимальной реализации данного замысла — познания Его путей. Ведь в этом заключается замысел творения, дающий возможность существованию Царства. Отношение и связь между народом и его Царем. Но при глубоком рассмотрении открывается еще одно измерение в этом служении воцарения.
Ведь когда мы говорим, что воцарение происходит по воле и сознанию воцаряющего, то, чем больше воцаряющий будет подобен своему царю, тем больше он будет относиться к воцарению. Чем больше его сознание и его воля приблизятся к воле царя, и тогда воцарит его над собой — тем возвышеннее и сильнее будет акт воцарения. Всякое самоусовершенствование человека и ежедневное возвышение его духовного уровня, превращает «императивную» власть Всевышнего вчера — в сегодняшнее царство Всевышнего, добровольно принимаемое Его подданными. С этой точки зрения, можно понять всю глубину связи между двумя аспектами Рош аШана: это день воцарения Всевышнего и день Суда. Это не две разные вещи. Обязанность воцарения требует возвышения человека на уровень воцарителя. А на Суде рассматривается, насколько человек исполняет замысел творения через акт воцарения.
Человек является царем в нижних мирах — «все положил Ты под ноги его». Его царство заложено уже в структуре его тела, в его прямохождении, указывающем на бытность его образом Б-га. «Всевышний воцарился над всеми сущими, высшими и нижними, и в этом образе сотворил Всевышний человека в его материальном обличьи. Ведь строение и образ человека указывает на то, что он — царь нижних сущих. Поэтому только он ходит прямо, в отличие от всех других животных, ходящих склоненно, как раб, склоняющийся перед господином» (Маараль).
Склонение человека перед Творцом приносит Ему корону царства всего мироздания. «Встал человек на ноги и был подобен образу Б-га. Увидели его создания и испугались, посчитав, что он их сотворил. И пришли все поклониться ему. Сказал им: Вы пришли поклониться мне?! Давайте я и вы пойдем, облачимся в гордость и силу, и воцарим над нами Того, кто сотворил всех нас. Пошел Адам к Самому Творцу и воцарил Его сначала, а затем — все создания после него. И сказал Адам: “Г-сподь воцарился, облекся в величие”» (Пиркей дераби Элиэзер).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»