Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чем больше воцаряющий будет подобен своему царю, тем больше он будет относиться к воцарению

Реализация одного из замыслов творения — познание путей Творца — становится актом воцарения

«Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили» (Даат Твунот 32).

«Малая доля» — это те качества управления, в которых Он раскрылся нам в творении. На человека возложено служение открыть и понять их посредством изучения Торы и заповедей, прилепиться к ним и ходить по этим путям, стать для них колесницей.

Тем самым человек совершенствует себя и приходит к цели своего существования — уподоблению Творцу. И, приобретая совершенство самостоятельно, он уподобляется Творцу, совершенному Самому по себе: «И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.

Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом» (Путь Творца 2:1).

Легко понять, даже на простом уровне, суть служения воцарения посредством максимальной реализации данного замысла — познания Его путей. Ведь в этом заключается замысел творения, дающий возможность существованию Царства. Отношение и связь между народом и его Царем. Но при глубоком рассмотрении открывается еще одно измерение в этом служении воцарения.

Ведь когда мы говорим, что воцарение происходит по воле и сознанию воцаряющего, то, чем больше воцаряющий будет подобен своему царю, тем больше он будет относиться к воцарению. Чем больше его сознание и его воля приблизятся к воле царя, и тогда воцарит его над собой — тем возвышеннее и сильнее будет акт воцарения. Всякое самоусовершенствование человека и ежедневное возвышение его духовного уровня, превращает «императивную» власть Всевышнего вчера — в сегодняшнее царство Всевышнего, добровольно принимаемое Его подданными. С этой точки зрения, можно понять всю глубину связи между двумя аспектами Рош аШана: это день воцарения Всевышнего и день Суда. Это не две разные вещи. Обязанность воцарения требует возвышения человека на уровень воцарителя. А на Суде рассматривается, насколько человек исполняет замысел творения через акт воцарения.

Человек является царем в нижних мирах — «все положил Ты под ноги его». Его царство заложено уже в структуре его тела, в его прямохождении, указывающем на бытность его образом Б-га. «Всевышний воцарился над всеми сущими, высшими и нижними, и в этом образе сотворил Всевышний человека в его материальном обличьи. Ведь строение и образ человека указывает на то, что он — царь нижних сущих. Поэтому только он ходит прямо, в отличие от всех других животных, ходящих склоненно, как раб, склоняющийся перед господином» (Маараль).

Склонение человека перед Творцом приносит Ему корону царства всего мироздания. «Встал человек на ноги и был подобен образу Б-га. Увидели его создания и испугались, посчитав, что он их сотворил. И пришли все поклониться ему. Сказал им: Вы пришли поклониться мне?! Давайте я и вы пойдем, облачимся в гордость и силу, и воцарим над нами Того, кто сотворил всех нас. Пошел Адам к Самому Творцу и воцарил Его сначала, а затем — все создания после него. И сказал Адам: “Г-сподь воцарился, облекся в величие”» (Пиркей дераби Элиэзер).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»