Из цикла «Даат тфила», темы: Речь, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Услышь, Г-споди, голос мой, (когда) призываю (Тебя), и помилуй меня, и ответь мне (Псалмы 27:7).
Голос мой — к Б-гу, и закричу я; голос мой — к Б-гу, а (Ты) внемли мне (Псалмы 77:2)
Хвалу Г-споду изрекут уста мои, и благословлять будет всякая плоть имя святое Его вовеки (Псалмы 145:21).
«Почему нужно молиться вслух, ведь Всевышний знает мысли людей и было бы достаточно мысли?» (Маараль).
Чтобы изучить этот сущностный вопрос, нам необходимо расширить область исследования и поразмыслить о понятиях «мысль», «голос», «речь» и об их отношении к молитве. Тогда мы сможем ответить на этот вопрос. Мы приведем два объяснения: Маараля и Нефеш аХаим, дополняющие друг друга.
Пророк рассказывает о молитве Ханы матери Шмуэля (1 Шмуэль 1): «Только губы ее двигаются». — Отсюда мы учим, что молящийся должен произносить слова молитвы губами (Брахот 31). Таков и практический закон (Орах Хаим 101:2): «Нельзя молиться только в сердце (про себя), но нужно отчеканивать слова устами» (См. там Мишна брура 5).
Однако дальше: «…но голоса ее не слышно» — здесь мы узнаём, что нельзя возвышать голос в молитве. И так сказано в Шулхан арухе: «…его уши должны слышать (собственный) шепот, но голос не должен быть слышен (соседям)». А в Гемаре сказано об этом: «Тот, чей голос слышен при молитве, — маловер. Возвышающий свой голос в молитве — из числа лжепророков» (Брахот 24).
С другой стороны, сказано в трактате Рош аШана: «Сказал раби Ицхак: Четыре вещи разрывают суровый приговор человеку… (одна из четырех) вопль, как написано: “И возопили они к Г-споду в бедствии своем — из нужды Он спас их” (Псалмы 107). Там же в Рош аШана: “Сказал рав Ицхак: Хорош вопль для человека как до приговора, так и после приговора”. И так объясняет Рамбан: “Писание подробно описывает различные доводы избавления сынов Израиля: “И услышал Б-г их крики…”, “…и вспомнил Б-г свой завет”, “…и увидел Б-г”, “…и знал Б-г”, “…ибо знал Я их боли”, — несмотря на то, что закончилось время, которое было отмерено для изгнания, они еще не были достойны избавления, но из-за вопля принял Всевышний их молитву с милосердием” (Шмот 2:25)».
И еще выразительнее Рамбан говорит в конце раздела Бо: «Цель всех заповедей — чтобы мы верили в нашего Б-га и были признательны Ему за то, что Он сотворил нас. И в этом замысел создания, и нет у нас другого смысла в первоначальном творении. Нет у Всевышнего желания в низших мирах, кроме одного: чтобы знал человек и благодарил своего Б-га за то, что сотворил его. А замысел возвышения голоса в молитвах, и замысел домов собрания (синагог) и заслуга общинной молитвы в том, чтобы у людей было место, где они собираются и благодарят Б-га за то, что Он сотворил их и поддерживает их существование, и объявят об этом во всеуслышание, и скажут перед Ним: Мы — Твои творения. В этом смысл сказанного Мудрецами: “…И возопили к Б-гу с силой”. Отсюда ты учишь, что молитва требует голоса: “напористый побеждает зло”.
Таким образом, необходимо понять: с одной стороны, следует чеканить слова молитвы устами, произносить их шепотом так, чтобы слышать их ушами. (Это определение само по себе требует размышления.) А с другой стороны, “полезен вопль”, и его влияние огромно.
Так объясняет рабейну Бехае слова: “И возопил Моше к Г-споду, говоря: Б-г, прошу, вылечи ее” (Бамидбар 12): Пожалел свою сестру и помолился за нее. И сказано “говоря”, ибо молитва была произнесена вслух, а не в мысли. И об этом сказали мудрецы: Молящийся должен произнести молитву своими устами. А смысл этого — чтобы изобразились буквы в духе уст молящегося в голосе, духе и речи, и поднялась молитва, представленная в духе».
Источник этих слов в святом Зоаре: «Все, что думает человек, все, что зрит в своем сердце, — не сделал ничего, пока не высказал устами. Ибо если не выскажет, его молитва — не молитва и просьба — не просьба. А когда слова выходят и взвиваются в воздух и поднимаются, и принимает их тот, кто принимает, и объединяет их в святой Короне».
Вот что учит Нефеш аХаим: «Главное в служении молитвы — чтобы в час, когда человек произносит каждое слово молитвы, изобразил себе мысленно это слово по буквам, так как оно выглядит, и имел намерение добавить через него силу святости, чтобы принесло плоды наверху, преумножить там святость и свет. Поэтому молитва называется “вещью, стоящей в высотах мира”. Ведь каждое слово буквально в своем виде поднимается наверх, к своему источнику и корню, чтобы произвести замечательные действия и исправления» (ч.2 гл. 13).
Следует проанализировать данную тему в той степени, в какой наш разум в состоянии ее постичь. Для этого нам нужно изучить концепцию букв Святого языка.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»