Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Утвеждение о дуализме проистекает из незнания цели существования зла, и тогда само собой становится необходимым разделение между системой зла и ее корнем

«Другие говорили: Есть две власти (не дай Б-г!) Одна творит добро, другая — зло. Они считали, что у всякой вещи есть свой антипод. Следовательно, если Святой, благословен Он — абсолютное добро, должен быть напротив Него тот, кто являет собой абсолютное зло. От двух этих источников, говорили они, происходят все события в мире: часть из них хорошие и часть — плохие. Этот вид упомянут в Талмуде: “От середины и вверх — от Урмиза, от середины и вниз — от Аурмиза”, — так сказал идолопоклонник Амеймару (Санедрин 39а)» (Даат твунот 36).

Сопоставление данного заблуждения с еврейском представлением о зле

Здесь имеет место отрицание единства Творца Вселенной. Утвеждение о дуализме проистекает из незнания цели существования зла, и тогда само собой становится необходимым разделение между системой зла и ее корнем — источником всего Творения, всеблагим Творцом. Поскольку они не смогли найти объяснение, каким образом от абсолютного добра произошло зло.

Слуга Всевышнего молится Тому, кто «создает свет и творит тьму, делает мир и творит зло» (Йешаяу 45). Он верит и знает, что цель создания зла — обеспечить возможность свободы выбора, и что, в конце концов, это приведет к достижению совершенства и получению заслуженной награды, а не милостыни.

Он верит и знает, что с созданием зла ему дана была возможность достичь совершенства через служение, направленное на преодоление, отрицание и исправление этой системы. Тем самым он приобретет свое совершенство сам и от себя, и этим уподобится Творцу, насколько это возможно, и удостоится прилепиться к Нему и наслаждаться сиянием Его присутствия.

Он верит и знает, что цель творения зла — раскрытие единства Творца. В будущем откроется, что вся эта система была подвластна Творцу, и служила приумножприумножению славы Небес. И в тот день, когда аннулируется система зла и останется только добро, раскроется единство Всевышнего во Вселенной, и тогда будет Г-сподь один и Имя Его одно.

Таким образом, он сможет понять стих «И увидел Б-г все, что Он сделал, и вот: очень хорошо» так, как толковали Мудрецы:

«Хорошо — это влечение к добру, очень — влечение ко злу.
Хорошо — это мера благоденствия, очень — это мера страданий.

Хорошо — это райский сад, очень — это ад.

Хорошо — это ангел жизни, очень — это ангел смерти.

Хорошо — это мера блага, очень — это мера расплаты» (Берешит раба 9).

Служение молитвой и жертвами содержит раскрытие единства Творца в данном аспекте

  1. Молитва включает в себя нахождение близости Б-га внутри моментов тьмы, сокрытия Всевышнего и страданий, как выразил это царь Давид: «Даже когда иду в долине тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мной». И таков еврейский закон: «Обязан человек благословлять на зло так же, как благословляет на добро». Молитва и благодарение обращены к Источнику и Корню качеств Милости и Суда.
  2. Выше мы выяснили, что корень столпа служения — это одно из качеств, которыми Всевышний управляет миром, а именно — качество Суда. Но здесь возникает вопрос по поводу самой сути молитвы, — ведь она называется рахами (милосердие), и в этом, действительно, заключена ее сущность: пробуждать милосердие. Почему же тогда она относится к качеству Суда?

Дело тут вот в чем. Молящийся Всевышнему знает, что первое в управлении — качество Милости. Оно раскрывается в самом существовании мира, и оно также является и целью творения — достижению совершенного блага для сотворенных. Но по причинам, объясненным выше, для достижения этой цели необходимо Качество Суда. Такое восприятие включает качество Суда в самую суть качества Милости, и потому в этом качестве есть место для Милосердия.

  1. А когда качество Суда требует наказаний и страданий, и очищающийся приносит жертву, не имеется в виду умиротворить это качество само по себе, упаси Б-г от подобной мысли. Жертва приносится только Всевышнему, а всякое обращение к данному качеству самому по себе подобно греху золотого тельца (См. комментарий Рамбана на Тору). Обращение происходит к одному и единственному Источнику всех качеств управления: Творцу, благословенно Его Имя.
  2. Вера в то, что в силах жертвоприношения изменить суд и получить искупление по милости Всевышнего; уверенность в том, что в силах молитвы отменить суровый приговор и превратить его из Суда в Милосердие — это вера в единство Творца, в то, что Он — единый источник этих видов управления: Милости и Суда.

 


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»