Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из реальности несовершенного мира и несовершенного человека, задача которого — привести к совершенству себя и весь мир, и происходит бытие зла

«Сказал разум: Посмотри на различные этапы формирования человека. Несомненно, Всевышний мог создать человека совершенным с самого момента рождения, если бы только захотел — ведь Ему ничто не препятствует. Но Он не сделал этого. Насколько ущербен человек, когда он рождается, и он развивается понемногу, шаг за шагом. Смотри же — это точная аналогия славы Всевышнего и образа Его действий при раскрытии Его власти, того, как Он, Благословенный, вращает мир и управляет им в пяти вышеупомянутых состояниях, которые, по сути своей, есть этапы взросления мира! Мир постепенно взрослеет так, как это делает человек, и слава Всевышнего раскрывается ступень за ступенью» (Рамхаль, Даат твунот 148). Объясним те аспекты данной цитаты, которые имеют отношение к нашей теме.

Известно: чтобы дать возможность служения и награды, реальности материального мира — мира выбора, и Грядушего мира — мира воздаяния, Всевышний сотворил систему добра и противостоящую ему систему зла. Как написано: «Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло — Я, Г-сподь, делаю все это» (Йешая 45).

Корень системы добра — в свете, идущем от Лика Всевышнего, а корень системы зла — в скрытии Его лица. Система зла изначально временна. Она существует только во время существования материального мира и связана с ним. Она не может присутствовать в чистой духовной реальности, находящейся вне времени.

Более того, вся возможность ее бытия началась только с сотворения времени: «и из этого (из времени) пришла беда» (Маараль выше). Другими словами: «из времени», из этой реальности несовершенного мира и несовершенного человека, задача которого — привести к совершенству себя и весь мир, и происходит бытие зла.

Как известно, «Б-г, несомненно, в состоянии сотворить человека и всю вселенную абсолютно совершенными, и более того: было бы естественно для Него сделать так… Но когда Его мудрость постановила дать человеку возможность самому привести себя к совершенству, Он сотворил эти творения несовершенными» (Даат твунот 26). Это ограничение сияния Его Лика при сотворении мира является одним из корней возникновения зла. И подобно тому, как мы можем различить стадии развития человека, микрокосма, от рождения до достижения совершенства в пяти различных состояниях, так и вся вселенная проходит через параллельный этому процесс развития.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»