Как-то один придворный еврей был в большом фаворе у турецкого султана, больше всех министров государства. И султан им очень гордился, больше чем любым из своего правительства. Каждый день султан приглашал его во дворец и проводил с ним много времени.
А другие министры от ревности и зависти замыслили заговор — оклеветать его перед султаном, чтобы тот его казнил.
Среди министров был один — Капцин-паша, который ненавидел евреев больше всех. Когда он встречал этого еврея, вел себя как близкий друг, но каждый день строил козни, как бы оклеветать его перед царем.
Однажды паша позвал еврея и стал с ним говорить. И со злым умыслом говорит ему: «Я был у султана и слышал, как он говорил, что очень гордится тобой. Но есть одна вещь, которая его беспокоит. Когда ты приходишь к нему и говоришь с ним, трудно ему переносить дурной запах твоего дыхания. А поскольку он не хочет тебя избегать, очень это его беспокоит. Я тебе советую, когда приходишь к султану, прикладывай ко рту надушенный платок. Тогда твое дурное дыхание не будет султана тревожить».
По своему простодушию еврей ему поверил и решил последовать совету.
Тогда паша пошел к султану и рассказал, что слышал, как еврей сказал, что очень страдает от разговоров с султаном, потому что у султана плохо пахнет изо рта. «А если не веришь мне, вот доказательство. Завтра, когда еврей придет к тебе, он станет прикладывать ко рту надушенный платок, чтобы не чувствовать запах твоего дыхания».
Султан услышал это и очень рассердился. Он сказал: «Посмотрим, правду ли ты говоришь! Если правду — я казню этого еврея»!
На другой день, когда еврей пришел к султану, то приложил ко рту платок, как посоветовал паша. Когда султан это увидел, понял, что паша сказал правду, и сразу написал записку: «Когда придет человек с этой запиской, сразу бросьте его в печь, как всех осужденных на смерть». Затем султан запечатал письмо своей печатью и сказал еврею: «Окажи мне любезность, передай это письмо прямо в руки тому, чей адрес на конверте».
Еврей взял письмо и пообещал, что сделает, как султан просил, не зная, что написано в этом письме.
А этот придворный еврей очень дорожил исполнением заповеди обрезания. Когда оказывали ему честь совершить обрезание еврейского младенца, он не обращал внимания ни на какие трудности, потому что эта заповедь была для него особенно дорога.
В тот самый день, когда он предполагал передать письмо султана по адресу, Бог решил его спасти. Он сделал так, что приехал человек из деревни и почтил (еврея) просьбой поехать к нему, чтобы обрезать его сына. А у этого еврея было принято не отказываться от исполнения этой заповеди, ни при каких обстоятельствах. И начал он думать: «Как же мне исполнить поручение султана и передать это письмо»?
А потом Бог устроил так, что он встретил пашу. И сказал паше, что был у султана, и султан поручил ему передать письмо. Но Бог дал ему возможность совершить обрезание младенца, а он никогда от этого не отказывается. «Поэтому, — сказал он, — я тебя прошу об одолжении. Пожалуйста, возьми это письмо и передай».
Паша очень обрадовался такому повороту событий, тому, что теперь сможет обвинить еврея в том, что он не передал письмо по приказу султана. Взял письмо и сразу отдал его адресату. А тот был палачом, который сжигал осужденных на смерть. Он тут же схватил пашу и бросил в печь. И сгорел он, как было ему суждено Богом, наказан мерой за меру.
На следующий день еврей, ничего о том не зная, появился перед султаном. Султан увидел его и очень удивился: «Разве ты не передал письмо, которое я тебе дал»? — спросил он.
Еврей ответил: «Ваше Величество, я отдал письмо Капцин-паше, чтобы он его передал. Бог мне предоставил возможность совершить обрезание, а у меня принято от исполнения этой заповеди не отказываться никогда».
Понял султан, что паша сгорел не случайно, видно, оклеветал еврея. И султан спросил: «Зачем ты, когда со мной говоришь, прикрываешь рот платком»?
«Это паша мне посоветовал, — ответил еврей. — Сказал, что ты брезгуешь моим дыханием».
Тогда султан рассказал ему, как паша его оклеветал. Он сказал: «А мне паша сказал, что ты не переносишь моего плохого дыхания, поэтому и подносишь ко рту надушенный платок, чтобы не чувствовать запаха».
Потом раскрыл султан еврею содержание того письма и добавил: «Теперь я знаю: Бог имеет власть над всем миром, и Он спас Моего друга от зла. Что паша хотел сделать тебе, Он сделал ему. Отплатил ему тем, что тот заслужил».
И теперь этот еврей еще больше ценился султаном, был ему любезен и дорог больше всех министров в государстве.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»