Из цикла «Даат тфила», темы: Скромность, Еврейская молитва, Исправление качеств, Смирение, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Нечто большее, чем аллегория» — солнце и луна: «великий даватель» и «великий получатель». Солнце по самой своей природе дает свой свет и тепло беспрерывно, но луна получит его воздействие, только если повернет к нему свою темную сторону, специально поставит себя так, чтобы получить ее свет.
«Всевышний сделал человека истинно великим по своей сути, но не установил в нем благо так, чтобы оно постоянно присутствовало в нем. Вместо этого Он сделал человека подобным луне, которая темна и нуждается в получении света от Солнца, и тогда она светит. Так и человек: его сила — не от него самого, но он приобретает ее со стороны приобщения к Всевышнему, когда Он осветит его сиянием Своего Лица, и тогда человек станет совершенным» (Рамхаль, Даат твунот 158). Народ Израиля в будущем «обновится, подобно луне», он получает изобилие своей жизненной силы, существования и удовлетворения потребностей, когда предстает как нуждающийся перед Творцом мира.
Всевышний, абсолютное Благо, желает воздать благо всем и во всякое время. Но Он сделал свою благодать зависимой от действий людей, от их просьб о восполнении недостатка. Молитва — это канал, связывающий людей со всеми их сиюминутными потребностями и нуждами этого мира, с источником благословения.
В этом и заключается глубина тонкого понимания, открывшегося нам относительно сущности молитвенного служения. Предстояние перед Царем — это стояние следствия (сотворенного) перед своей причиной (Творцом). Человек воспринимает свое бытие как «нет у него ничего от себя». В каждой детали своей жизни, материальной и духовной, он зависит от Творца. От Него человек получает жизненную силу, благодать и благословение. Само существование зависит от Него. Самоощущение молящегося, в каком бы то ни было аспекте как полного, как совершенного и не обладающего недостатком, делает недействительной саму суть молитвы.
Вот как объясняет раби Моше Кордоверо действие «стояния перед Царем»: «Каким образом человек может приучить себя к качеству Малхут? Прежде всего, он не должен гордиться тем, что у него есть, а следует всегда считать себя бедным и стоять перед Всевышним как нищий, просящий и умоляющий. А чтобы приучить себя к этому качеству, даже если он богат, нужно представлять себе, что ничто из его имущества на самом деле ему не принадлежит, и он покинут всеми и постоянно нуждается в милосердии Творца, что у него нет ничего, кроме хлеба, который он ест. И нужно смирять свое сердце, особенно во время молитв, поскольку это весьма способствует тому, чтобы молитва была принята» (Томер Двора 9). Это и есть «молитва бедняка», качество молитвы царя Давида — «А я — молитва».
Глубинная суть «самоаннулирования в молитве» заключается в упразднении отдельного существования человека и постановка его, во всех аспектах, в абсолютную зависимость от Творца — в чистосердечной вере.
Это служение — низложение гордыни, полное уничтожение самоуверенного тщеславия. Отделение от приобретений этого мира, отгораживание от упования на материальность. Внутреннее признание того факта, что все, что есть у человека, — не его и не от него. Скромность и смирение необходимы для того, чтобы вслух детально перечислить все свои нужды и недостатки. Но с этими чувствами смешивается возвышенное ощущение уверенности в силе молитвы. Глубокая вера в способность Творца сделать чудо и изменить ограничения природы. Сильнейшая надежда и упование на близкое спасение от Всеблагого, желающего воздавать благо всегда. И выше всего — ощущение близости, осознание того, что ты стоишь перед Б-гом, которое заставляет душу изливаться, как вода, против Лица Г-спода.
Мы продолжаем попытки расширить и углубить свое понимание данного вопроса.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»