Из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом», темы: Современность и Тора, Иудаизм, Мировоззрение, Рустем Ибрагимов, Ортодоксальный модернизм
Следующий пример, который я хочу привести, связан понятием эталона. Как известно, ценность всякого эталона в его неизменности (по крайней мере, относительной). Благодаря эталону, создается мера и может проводиться измерение всевозможных параметров.
Ценность иудаизма, как раз, в неизменности его принципиальных положений. Благодаря этому, сложно структурированную идейную конструкцию иудаизма можно считать неким эталоном идеального человеческого поведения, относительно которого необходимо проверять поведение всех людей, чтобы мы могли понимать, как и в какую сторону меняется человеческое общество.
То есть, чтобы мы могли наблюдать какие-либо изменения, должно существовать фундаментальное неизменное основание. Например, ценность эталона длины или веса в том, что они должны быть неизменными, чтобы относительно их мы могли определять, как изменяется те или иные объекты и явления. Если же эталоны будут меняться по нашим каким-то желаниям и прихотям или из-за нестабильных физических свойств их носителей, то тогда исчезнет и их ценность. Представьте если бы эталон веса — килограмм, менялся бы каждый день из-за желаний каких-то людей или из-за сильного изменения его физических свойств. Не зря в Торе Б-г указывает людям о неизменности той или иной используемой меры. Поэтому, ученые ищут такие физические носители эталонов мер длины, веса и т.п., которые меняются крайне незначительно на протяжении очень длительного периода времени.
Таким образом, нельзя, в существующей идейно-смысловой конструкции иудаизма, убирать законы или менять их с целью облегчить жизнь евреев. Восхождение к Б-гу, необходимым образом, связано с напряжением и преодолением трудностей.
Также нельзя ничего ставить выше Закона, кроме его Творца. Закон (в виде совокупности заповедей и правил) должен быть неким защитным куполом или шатром, под которым уже могут существовать то, что мы называем любовью, верой, красотой, удовольствием и т.п. Можно сравнить Закон с защитным скафандром, который хотя и создает неудобства, ограничения, дискомфорт, но только благодаря Ему, мы имеем возможность любить, верить, наслаждаться красотой.
Если же любовь, веру, стремление к красоте, ставить на первое место, то тогда они начинают разрушать границы, создаваемые защитным шатром Закона. Это, в свою очередь, ведет к разрушению условия, в рамках которого, они (любовь, вера, красота и т.п.) только и могут существовать. Это то же самое, как если в процессе вождения автомобиля ставить на первое место удовольствие от вождения, а не правила дорожного движения. Очевидно, что это рано или поздно такое поведение разрушит само условие для существования вождения автомобиля.
Также принципиально недопустимо менять одни законы на другие, в которых размываются границы понятий. Это, например, касается законов, регламентирующих поведение мужчин и женщин. Когда поведение женщин перестает все больше отличаться от поведения мужчин, то разрушается и то и другое. То же самое можно сказать о муже и жене, отце и матери.
В естественной природе существуют только самцы и самки. В человеческом обществе есть мужчина и женщина, отец и мать, муж и жена и это не то, что формируется естественным способом, само по себе. Они есть то, что формируется только в процессе воспитания в человеческом обществе. По сути своей, они, на мой взгляд, есть искусственные (можно сказать, противоестественные или сверхъестественные) роли, которые нам дает Творец и мы должны играть согласно им, двигаясь по соответствующим этим ролям, траекториям, чтобы человеческое общество существовало и развивалось. Размывание границ между ними, и их смешение постепенно приведет к разрушению человечества.
Итак, из всего высказанного, можно сделать достаточно обоснованный вывод, что все действия сторонников реформ, приводящие к принижению роли Закона и ослаблению умственного и физического напряжения, с целью добиться более комфортной и удобной жизни, более приближенной к окружающему прогрессивному миру, следует признать разрушительными для иудаизма. Так как эти действия разрушают саму идейно-смысловую конструкцию иудаизма. Если так будет продолжаться и дальше, то иудаизм, в истинном смысле этого слова, исчезнет.
На мой взгляд, после завершения Мишны и Гемары, иудаизм, как Дом-Храм защищающий Святую Святых, был в принципе уже завершен. Далее, оставалось только поддерживать его в нормальном функциональном состоянии. Под этим я понимаю, во-первых, поддерживание в сознании евреев, из поколения в поколение, неизменного состояния принципиально важных элементов идейно-смысловой конструкции иудаизма. Во-вторых, выстраивание и изменение второстепенных элементов конструкции под воздействием изменяющегося окружающего мира. Под этим я понимаю необходимость создания законов и правил, ориентирующих евреев в новых областях человеческой жизнедеятельности.
Очень важно содержать Храм в предельно функциональном состоянии, под которым я понимаю способность защищать Святую Святых от разрушительного воздействия как внешних, так и внутренних природных, естественных сил. Поэтому, очевидно, что необходимо сопротивляться попыткам, посредством реформ, превратить Храм в легкий дачный дом.
Продолжение следует
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»