Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Я считаю, что небеса, сотворенные в первый день творения, представляли собой шар, плотный и очень большой. Именно с этого огромного шара началось творение. А сотворенный во второй день Небесный свод —это все концентрические сферы, расположенные внутри этой, самой большой. Они созданы из материала этого огромного шара, сотворенного в первый день. И для того, чтобы объяснить это, необходимо начать с того, что первый день отличается от остальных шести дней творения в двух отношениях. Во-первых, в первый день происходило творение «чего-то из ничего», а во все остальные — создание«чего-то из чего-то». А во-вторых, в первый день были созданы основы и начала всего, а в остальные дни из них было создано все остальное. Вещи, появившиеся в остальные дни творения, не являются первичными, а созданы из готового материала. В первый день была сотворена «земля», то есть, все четыре первичных стихии в целом, а в остальные дни из этих четырех стихий было создано все остальное. Точно так же небо, сотворенное в первый день, — это общее название для всех разумных сущностей, не связанных с телами, а также для единого шара огромного размера, который стал местом для всего мира. А во второй день из этого огромного шара, называемого небом, были созданы все остальные сферы, окружающие мир, и именно их здесь Писание назвало небесным сводом.

Причина сотворения человека в шестой день (1:26—27)

Человек был сотворен самым последним. Смысл этого в том, что первичная по уровню материальности, силы и возможностей структура объединяется со вторичной, и эта вторичная структура ограничивает первичную и завершает ее создание. И в таких же отношениях находятся вторичная и третичная структуры. Это означает, что структуры неодушевленной материи предшествуют структурам растительного царства: эти последние могут возникнуть лишь на основе первых. И такой же основой растительная структура служит для ощущающей, то есть,для животного царства, а ощущающая — для постигающей, то есть, для человека. По всей длине этой цепочки мы видим одно и то же: структура более низкого уровня готовит основу для более высокой, а эта более высокая ограничивает, завершает и придает новую форму более низкой. Всегда то, что является материалом,подчиняется высшей силе, принадлежащей структуре более высокого уровня. А эта высшая структура всегда выступает по отношению к низшей как внешняя сила,завершающая ее построение. Поэтому для животных растительная душа выступала как основа для дальнейшего развития, как материал для ощущающей души, а сама эта ощущающая душа точно так же послужила материалом для души постигающей. Теперь понятно, почему при сотворении мира первыми были сотворены растения, а уже затем— животные. Ведь появление растительной души подготовило почву для животной! А животная душа появилась прежде постигающей структуры, поскольку живая ощущающая душа — это материал для постигающей. То есть, очередность их создания определялась естественным порядком вещей. Теперь понятно также, почему человек был создан последним: он ведь явился венцом творения, его структура была самой высшей, стала завершением всех остальных структур. Поэтому все остальные структуры непременно должны были появиться прежде человека, как возможность предшествует воплощению, а материал — структуре. И наши мудрецы тоже указали на эту причину, когда сказали: «То, что сотворено позже другого, властвует над ним».

И стих связывает сотворение человека с Самим Б-гом, а не с землей, поскольку создание постигающей души — это Б-жественное деяние, подобающее лишь Ему Самому и никак не связанное ни с прорастанием из зерна, ни с действием какого-то другого разума. Поэтому сказано: «И сотворил Б-г человека». Именно Он сотворил его, даровав ему постигающую душу. И возникновение человека обозначено словом «сотворение», а не «создание», как в случае животных и мелкой живности, поскольку слово «творение» описывает возникновение новой структуры, такой, какой в мире до этого не существовало.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»