Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Понятие «сотворение» используется и в прямом значении, и в переносном. И из его прямых значений главное описывает «появление чего-то из ничего». Именно об этом сказано: «Вначале сотворил Б-г (небо и землю)»— Б-г через Свою неограниченную силу вызвал их к существованию из полного небытия. И поэтому Тора затем говорит: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их». А Псалмопевец сказал: «Ибо Он повелел — и они были сотворены». А Йешаяу (40:26) сказал: «…Кто сотворил их». В этом значении слово это употреблено и в другом стихе: «И сотворил Г-сподь человека по образу Своему». Стих упоминает сотворение не в связи с материалом, из которого был создан человек, но с его структурой, способной к постижению, — именно она была тогда сотворена из ничего.

Очень похожим способом Б-г творит чудеса. Они тоже есть проявление чистой Б-жественной воли и, подобно первичному творению,не связаны ни с каким материалом, не строятся из чего-то. Поэтому к чудесам тоже относится слово «творение» в переносном смысле, весьма близком к прямому.Например (Шмот 34:9): «Перед всем твоим народом Я сделаю чудеса, какие не были сотворены на всей земле».

И поскольку первичный акт творения состоял в создании материальной вещи из ничего — а это абсолютно непредставимая идея, которую человеческий разум никак не может воспринять, — Писание обозначило каждый такой акт создания чего-то сверхъестественного, выбивающегося за рамки природных законов, словом брия (творение). «И сотворил Г-сподь огромных морских чудовищ»— их размеры были столь невероятными, что Писание по отношению к ним употребляет в переносном смысле слово «творение», которое подчеркивает эту невероятность. И во многих других случаях это слово следует понимать так же: «Чистое сердце сотворил мне Б-г, и сотворенный народ прославит Б-га», — сотворенный именно сейчас, а не возникший по законам природы. И поскольку то, что Б-г создал в самом начале, было идеальным и совершенным в своей красоте (согласно сказанному: «В их идеальной красоте были сотворены»), этот прекрасный результат Писание в переносном смысле характеризует словом «творение». Здесь уже проявляется связь корня этого слова на святом языке с корнем, означающим «силу»и «здоровье», как: «А Эглон — человек чрезвычайно сильный», — или: «Семь коров,здоровых и добрых», — или: «Пошлешь дух Свой — преисполнятся сил». Все эти выражения указывают на приятность и красоту, и смысл употребления этого слова в том, что из-за исключительной красоты описываемые вещи и явления напоминали создания первых дней творения, произведения Истинного Творца.

Разъяснение слова руах(дух, ветер) (1:2)

Мне представляется правильным сказать, что,как правило, слово руах используется в двух значениях. Первое обозначает ветер, материальное явление, доступное органам чувств и не связанное с душой.Когда говорят: «Ветры дуют», имеют в виду мелкий дождик, происходящий от водяных паров. От этого корня можно даже образовать выражение «комната,открытая всем ветрам» — летнее помещение, в которое ветер может задувать с любой стороны. И дух, дыхание, основа жизни — тоже явление того же ряда. Когда человек сердится, он начинает сильнее дышать, поэтому про человека в гневе можно сказать: «Не в духе». Это слово здесь используется в переносном смысле, а выбрано потому, что гнев связан именно с дыханием. Человеческая речь, поскольку исходит изо рта вместе с дыханием, тоже называется тем же словом. И запах на Святом языке имеет похожий корень, и снова по той же причине: он вызывается испарениями и слабым ветром, исходящим от пахнущей вещи и воспринимаемым нашими органами чувств. Кроме того, от этого же корня образовано слово «избавление».Связь здесь в том, что когда человек в беде и ему приходится бежать, он старается не вдыхать окружающий холодный воздух, чтобы жар его сердца не остыл;когда же он спасся и отдыхает, он полной грудью вдыхает прохладу. Поэтому на Святом языке выражение «он обрел избавление» похоже на — «он обрел дыхание».Здесь тоже, как и во всех предыдущих примерах, слово руах обозначает некое не связанное с душой материальное явление, которое могут воспринять наши чувства. И все это — первое значение этого корня, «материальный ветер».

Вторая же группа значений этого корня связана не с материальными вещами, а с мыслью. Слово с этим корнем может относиться к трем вещам: высшему, воздействующему разуму, обычному человеческому разуму,принимающему это воздействие, и самому воздействию, которое происходит через пророчество. Все это в разных стихах из Писания называется «духом разума».Когда стих говорит: «Дух Б-га говорил во мне», — речь идет о воздействующем разуме. «Когда сошел на них дух», — это само воздействие. А в стихе «И дух возвратится к Б-гу, Который его даровал» имеется в виду человеческий разум,воспринимающий воздействие.

Получается, что интересующий нас стих «И дух Б-га порхает над поверхностью воды» может быть истолкован в одном из этих двух смыслов. Возможно, это был физический ветер, и тогда стих говорит о том, что Б-г создал великую и сильную бурю, чтобы осушить ту воду, которая покрывала сушу.Но это объяснение не может быть верным, потому что тогда это деяние Б-га, о котором говорит стих, относилось бы не к первому дню Творения, а к третьему,когда впервые появилась суша.

Поэтому истинным будет второе объяснение,согласно которому слова «дух Б-га» подразумевают абстрактный разум. Иногда Писание называет его огнем, и я буду говорить об этом, обсуждая понятие шамаим,небо. Иногда же он называется именно духом, причем речь идет о том же самом явлении, что с очевидностью следует из стиха «Создал Он ангелов Своих из духа,слуг Своих — из огня пылающего». То есть, нематериальные сущности в одном и том же стихе названы и огнем, и духом, и именно о них говорит наш стих: «И дух Б-га порхает над поверхностью воды». И поскольку мыслящая душа человека по природе своей относится к тому аспекту духа, который связан с чистым мышлением, наши мудрецы в Берешит раба поняли этот стих таким образом: «И дух Б-га — это душа Адама, Первого Человека». Некоторые же из наших мудрецов сделали вывод, что это — душа Машиаха.Они хотели сказать этим, что, в соответствии с традицией, души людей были сотворены уже в первый день творения. Кроме того, они хотели показать, что Адам был идеальным началом всего человеческого рода, а Машиах, сын Давида, — его идеальным завершением и что именно они были изначальной целью Б-га при сотворении Небес и земли.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»