Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Избранность, Еврей, Элиэзер Гервиц, Единство еврейского народа
Еврей — представитель народа, судьба которого не имеет аналогов в мировой истории. Евреи не похожи ни на одну из наций, народностей, ни на одно из религиозных сообществ.
С точки зрения закона стать евреем можно двумя способами:
1) Быть рожденным еврейской матерью.
2) Пройти гиюр в соответствии с алахой.
Следует заметить, что переход в иудаизм это не простой одноступенчатый процесс. Раввины, прежде чем начать процесс обращения, должны удостовериться, что потенциальный прозелит искренен в своем желании стать полноправным евреем и не руководствуется переменчивыми минутными побуждениями. Желающему обратиться дают понять, что многие из требований к соблюдающему заповеди еврею непросты и за их несоблюдение полагается суровое наказание. Если это его не пугает, компетентные люди учат его предписаниям иудаизма. Учеба занимает определенное, не такое уж малое время. Завершает процесс погружение в микву (мужчинам перед этим делают обрезание). Этот процесс весьма далек от агрессивных миссионерских кампаний, распространенных в некоторых других религиях.
Простые юридические определения, однако, не могут дать полного портрета всепроникающей сущности иудаизма. Для того чтобы по-настоящему стать частью еврейского народа, следует принять все еврейское наследие, изучать еврейскую традицию и полностью признать еврейскую веру. Только тот, кто всем сердцем принимает свое еврейство и выполняет предписания Закона, действительно может понять, что означает быть евреем. Что же тогда есть иудаизм? Национальность? Да, евреям свойственно чувство приверженности своему народу, своей исторической родине (Эрец Исраэль) и национальному языку (ивриту), но евреи оставались евреями, живя среди многих других народов и не имея своего суверенного государства. Они разговаривали на разных языках (особенно на идиш и ладино), но, являясь составляющей других культур, сохраняли еврейскую сущность. Поэтому невозможно ограничить иудаизм определением «национальности».
А может быть, это религия? Конечно, евреи молятся Б-гу и совершают религиозные обряды. Но термин «религия» также ограничивает иудаизм и не полностью отражает его культурное и социальное воздействие на мир.
Некоторые могут назвать иудаизм этическим движением, т. к. он помогает руководить человеческим поведением или культурой, имея в виду его вклад в изобразительное искусство, музыку и литературу, или философией, т. к. он дает человеку основы мировоззрения. Другие же относят евреев к этнической группе, т. к. они имеют определенные выраженные черты и держатся вместе.
Определения очерчивают границы, но, в конце концов, вопрос, что такое иудаизм и что такое еврей, остается. Действительно, все перечисленное — правда, но целое всегда больше суммы своих частей.
Как те, кто принял на себя большое обязательство, евреи знают, что быть евреем означает иметь твердую личностную идентификацию, пожизненное членство в особой группе, уникальное ощущение духовности и ясное представление о цели жизни. В сущности, уникальность евреев состоит в том, что они являются избранным народом.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»