Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что значит «сделать Его царем»?

Когда мы установили, что основа нашей работы в это время — воцарение, подумаем, что значит «сделать Его царем»?

Известны слова мудрецов (Недарим 32а) «В три года Авраам узнал своего Творца» — а до того поклонялся идолам, деревьям, камням[1] и тому подобному.

У меня возник вопрос: в чем новшество Авраама[2], ведь и до него Ноах и его сын Шем были пророками и обучали Торе наших праотцев, Авраама, Ицхака и Якова. Хатам Софер добавляет (в последнем ответе к Йорэ деа), что Творец учил всей Торе Адама, чтобы тот был совершенным. Адам передал это потомкам, Ханоху и Метушелаху, которому было 520 лет, когда умер Адам. И тот научил Торе Ноаха и Шема. В момент его смерти Ноаху было шестьсот лет, а Шему — сто.

Вот цепь традиции: Адам получил Тору от Творца, передал Метушелаху, тот Ноаху и Шему. Ноах учил Авраама, Шем — Авраама, Ицхака и Якова. Потом святые праотцы учили двенадцать сыновей, которые передали Тору всем, кто сошел с Яковом в Египет. А в Египте, согласно мидрашу (Танхума, Ваера), левиты каждую субботу учили Торе весь народ. Но, говорит Хатам Софер, до Исхода знание Торы не было основано на вере. Это было ясное знание без сомнений.

Спрашивается, если в поколении Вавилонской башни и разделения народов Аврааму было 48 лет, и еще был жив Ноах (а в Седер адорот написано, что Ноах учил Авраама с десяти до пятидесяти лет), в чем же нововведение Авраама? Ноах и Шем знали о существовании Творца. Даже о Нимроде сказано, что «он знал своего Властелина, но хотел против Него бунтовать» (Ялкут Шимони, Бехукотай).

Удивительно! Как с этим знанием Ноах и Шем остались во всех отношениях гоями, как Шем остался бен Ноах[3]?

Когда Авраам вышел живым из огненной печи, куда его бросил Нимрод, ему было 52 года[4], еще живы были Ноах и Шем. Как известно, Нимрод и его приближенные осудили тогда Авраама на смерть в огненной печи, потому что он отказывался признавать идолов и распространял знание о Творце мира. Как же Ноах и Шем не вступились за него?

Более того, мидраш рассказывает: когда Авраам был чудом спасен от огня, Нимрода люди лишили власти, и он сам стал слугой Авраама авину. Согласно мидрашу, Ноах жил после этого еще шесть лет, и больше о нем ничего не слышно. Шем тоже не стал евреем после этих потрясающих событий.

Вопрос об Аврааме так и не разъяснила традиция.


[1] Делал себе идолов из живых существ и материального, как множе­ство и сегодня. Интересны в этом плане символы христианства и ислама: дерево креста — поклонение живому человеку, и камень Каабы — возможно, вселенной, ее Творцу и Судье, но не Ашему — Г.С.

[2] Обычно говорят, что Авраам принес миру идею одного Б-га — Г.С.

[3] Остается просто человеком, не становится евреем, заключившим союз с Творцом.

[4] Числовое значение слова бен — сын — Он становится сыном Творца, а тот обретает качество ав — отец — Г.С.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»