Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли определить, каковы причины выполнения заповедей?

Многие религиозные люди во время утренней молитвы надевают две пары тфилин. Одна из них изготовлена по мнению великого еврейского мудреца Раши, а вторая — по мнению его внука Якова бен Меира или рабейну Тама, знаменитого законоучителя, одного из самых авторитетных раввинов Франции и Германии в эпоху позднего Средневековья.

Зачем нужна эта вторая пара тфилин, если фактически все евреи, следующие указаниям еврейского закона, надевают тфилин Раши?

Разница между двумя видами тфилин в расположении пергаментов с отрывками из текста Торы. Раши и рабейну Там предложили отличные варианты размещения четырех цитат Пятикнижия в коробочках тфилин. Заметим, что с выбранными для тфилин отрывками согласны и Раши, и рабейну Там. Речь идет о предложениях из книги Шмот (13:1—10 и там же 11—16) и из книги Дварим (6, 4—9 и там же 11, 13—21). Порядок, в котором эти отрывки должны быть размещены, согласно Раши, должен соответствовать их расположению в тексте Торы. Вместо этого, согласно мнению рабейну Тама, два отрывка, начинающиеся со слова «вэайя», должны размещаться между двумя другими цитатами (т.е. Шмот, 13, 13—21; там же, 13, 1—16; Дварим, 11, 13—21; там же, 6,4—9).

Вместе с тем рабейну Там считает, что в момент записи отрывков для тфилин все же следует уважать порядок, в котором они написаны в Торе. Фактически, запрещено записывать эти четыре специфических отрывка для тфилина в порядке отличном от того, в котором они встречаются в Торе. Следовательно, на пергаменте, который вкладывают в тфилин, надеваемые на руку, записывают каждый отрывок, согласно порядку Торы, но в условленном месте оставляют пропуски для стихов, которые должны идти дальше. В тфилин, который надевают на голову, где каждый отрывок располагается на отдельном куске пергамента, их записывают в соответствии с порядком Торы, но размещают так, как понимает рабейну Там.

Следует отметить, что специалист может различить, какой перед ним вид тфилина, не открывая коробочек и не проверяя расположение текстов. Отличительной чертой является кусочек шерсти теленка, который нужно оставить торчащим из коробочки для головы. Он появляется в разных местах в зависимости от того, сделан тфилин по мнению Раши или по мнению рабейну Тама[1]. Эти два мнения фактически непримиримы.

Нужно сказать, что мудрецы также разошлись во мнениях по поводу тфилин. Например, Рамбам разделяет точку зрения Раши. А вот мнение Раавада, рава Хай Гаон и рабейну Хананеля совпадает со мнением рабейну Тама".

Именно поэтому те, кто хочет следовать обоим мнениям, накладывают две пары тфилин.


[1] Арух а-Шульхан 32, 83: для Тфилина Раши он почти сбоку, а для тфилина рабейну Там — по середине.

По материалам журнала «Контрасс». Перевод Виктории Райхель, из журнала «Мир Торы», Москва


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»