Из цикла «Дерех эрец», темы: Общение, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Отношения между людьми
Всякое изменение в окружающей нас реальности и всякое новое дело могут смутить человека и внести путаницу в его мысли. Поэтому всякий раз, когда мы хотим попросить товарища о каком-то одолжении, повлиять на него или высказать ему порицание, вначале следует вглядеться в его душевное состояние, чтобы определить, будут ли приняты наши слова. Прежде всего, следует выбрать совместно с ним время для предстоящей беседы и, напротив, всячески избегать разговора в тот момент, когда он занят другим делом, либо при случайной встрече на улице, либо в месте изучения Торы.
В трактате Дерех эрец (гл. 5) говорится, что не следует входить внезапно в дом другого человека. Мы можем вывести это важное правило дерех эрец из того, как Всевышний обратился к Адаму, стоя на пороге Райского Сада: «И воззвал Г-сподь Б-г к Адаму, и сказал ему: Где ты?» (Берешит 3:9). Объясняет Раши: «“Всевышний знал, где находится Адам, и задал свой вопрос только для того, чтобы вступить с ним в разговор, чтобы тот не растерялся от неожиданности наказания и был в состоянии отвечать. И так же было в разговоре с Каином, которого Всевышний вначале спросил: “Где Эвель, брат твой?” И так же было в разговоре с Биламом, которого Он спросил: “Кто эти люди у тебя?” Таким образом Всевышний вступал с ними в разговор”.»
Все сказанное представляет собой важнейшее правило в отношениях между людьми. Если вам необходимо приказать что-то другому человеку, не делайте этого внезапно; вначале вступите в разговор и лишь затем скажите ему, что вам от него нужно; этим вы добьетесь того, что сказанное будет воспринято спокойно и благосклонно.
И если просите у товарища о каком-то одолжении, скажите вначале в его адрес какую-нибудь похвалу, что-либо умиротворяющее. Подобным образом мы поступаем в молитве Шмонэ эсре, как сказано об этом в Талмуде: «Следует вначале сказать в адрес Всевышнего восхваления, а затем уже молиться» (то есть излагать свои просьбы) (Брахот 32а).
Правило это мы можем вывести из того, что сказано в Торе: «И воззвал к Моше, и говорил Б-г с ним…» (Ваикра 1:1). Почему сказано вначале «воззвал» и только после этого — «говорил»? Этим учит нас Тора правилу дерех эрец, гласящему, что не следует говорить что-либо товарищу, не позвав его вначале (см. мидраш в начале Ваикра). Подобно этому сказали, что, когда рав входит в дом учения, не следует тут же подходить к нему с вопросами; необходимо подождать, пока он соберется с мыслями (Йоре дэа 246:12; источником этого закона является Тосефта Санхедрин 7:5).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»