Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

«НЕВЕЖДА НЕ БОИТСЯ ГРЕХА. ПРОСТОЛЮДИН — НЕ ПРАВЕДНИК. ЗАСТЕНЧИВЫЙ НЕ МОЖЕТ УЧИТЬСЯ. ВСПЫЛЬЧИВЫЙ НЕ МОЖЕТ УЧИТЬ. ТОРГОВЛЯ НЕ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА МУДРЕЕ. ТАМ, ГДЕ НЕТ ЛЮДЕЙ, ПОСТАРАЙСЯ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» (трактат Авот 2:5).

Если прочесть высказывание великого Илеля внимательно, то окажется, что все, к чему мы привыкли, здесь как бы перевернуто. Почему невежда не боится греха? Невежда — это тот, кто не обладает знаниями. Разве отсутствие знаний приводит к греху? Скорее наоборот, подчас человека подводит именно образованность. Со знанием растет его уровень требовательности к миру, он начинает стремиться к вещам, о которых невежда и не помышлял. Его окружают новые соблазны, в результате он может сорваться и совершить проступок. Так почему невежда не боится греха?

Простолюдин — не праведник. Мы приучены считать, что, чем проще человек, тем он ближе к честному и прямодушному поведению. Человек из народа всегда прав, — на этом лозунге нас воспитывала классическая литература… Дальше. застенчивый не может учиться. Чему учиться? Если не может, то и не надо. Ведь застенчивый же, стыдливый! Получается, что учиться может только бесстыдный, так что ли?.. Что касается торговли, то снова непонятно: многие профессии не делают человека мудрее. Например, работа грузчика. Но как раз торговля скорее разовьет навыки мышления, чем все остальное. Поэтому, в чем суть высказывания?.. И лишь с утверждением, что везде надо стараться быть человеком, соглашаемся без возражений. Хотя, извините, зачем говорить прописные истины?

Мы специально поставили все эти вопросы и не привели ни одного ответа, чтобы показать, что полезно сначала задуматься — а что, собственно, заключено в приведенных словах? Способность поставить правильный вопрос является ценным качеством ученика. Вопрос — всегда подозрение, своего рода недоверие к истинности высказывания, критика. Конечно, мы доверяем мудрости и святости всего, что сказали наши мудрецы. Но сами мудрецы хотели, чтобы мы научились задавать вопросы. Не спрашивает тот, кто стесняется. Способность к соглашениям и стеснительность — ценные качества в жизни, но не в учебе… Вот кстати, мы и начали комментировать одно из высказываний, приведенных в мишне. Ответы на поставленные вопросы — в следующий раз.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»