Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Возвращение потери, Реувен Пятигорский
Написано в Торе (Дварим 22): «Увидев быка своего брата и его овцу заблудившимися, не отворачивайся от них; ты должен вернуть их своему брату. Если не близок к тебе твой брат или ты его не знаешь, то возьми их в свой дом, пусть они будут у тебя — пока не попросит их твой брат, и тогда вернешь ему это… Так поступай с любой потерей твоего брата, — с тем, что он потеряет, а ты найдешь. Не смей отворачиваться от них (от его потерь; делая вид, что не заметил их)». Такова заповедь: если нашел вещь и видно, что это чья-то потеря, — непременно верни хозяину.
Тора прямо пишет, что любой еврей — твой брат (даже если ты с ним не знаком!). Братство проявляется, в частности, в том, что надо бережно относиться к имуществу брата. И если у тебя есть возможность помочь ему вновь получить то, что он потерял, то помоги ему.
Бездействие приравнивается к нанесению ущерба. Это касается любой потери. Поступать в данном случае надо так. Увидев «бесхозную» вещь, которую кто-то потерял (а не выкинул за ненадобностью, — в подобном случае можно смело брать ее себе), определяем, есть ли на вещи какие-либо характерные признаки, по которым ее можно отличить от ей подобных вещей. Если таких признаков нет, вещь можно взять себе, ибо хозяину нечем доказать, что она принадлежала именно ему. (Можете ее вернуть ему, но это уже будет подарок, а не возврат потери.) В случае наличия признаков, вещь надо взять себе, но не пользоваться ею, а приступить к активным поискам хозяина (расспрос соседей, объявление и т.п.). Существует еще одно условие: даже если на предмете нет никаких характерных признаков, но есть уверенность, что хозяин отчаялся вернуть его себе (в мыслях «распрощался» с ним), — только тогда можно взять его в свое владение.
Возврат происходит так. Нашедший объявляет, что нашел потерю, иногда называя ее по имени (кошелек с деньгами, книга и т.п.). Тот, кто претендует на нее, указывает признаки (вид кошелька или сумма денег, название книги и т.п.).
У заповеди о возврате находок есть много правил и уточнений. Если вы нашли кем-то потерянный предмет, но не знаете, как его вернуть, — посоветуйтесь со знающими евреями или обратитесь к раввину.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»