Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

161-я заповедь — повеление вести счет дней омера (49 дней со второго дня Песаха до праздника Шавуот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И отсчитайте себе со дня после отдыха, со дня приношения вами омера возношения, семь недель, полными да будут они, до дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» (Ваикра 23:15-16).

Знай, что подобно тому, как Санхедрин, согласно разъясненному выше (Д 140), обязан вести счет лет до йовеля, год за годом и семилетие за семилетием, так каждый из нас обязан вести счет дням омера, день за днем и неделю за неделей, — ведь Он сказал: «Отсчитайте пятьдесят дней» и сказал: «Семь недель отсчитай себе» (Дварим 16:9).

И подобно тому, как подсчет лет и семилетий — одна заповедь, как мы разъясняли, так и сфират аомер (подсчет омера) — одна заповедь. И все, кто составлял перечень заповедей до меня, посчитали ее одной заповедью, и сделали верно.

И пусть изречение мудрецов «Заповедь вести счет дней и заповедь вести счет недель» (Менахот 66а) не заставит тебя по ошибке подумать, что это — две заповеди, ведь в любой заповеди, состоящей из нескольких действий, каждое из них является выполнением этой заповеди. Вот если бы мудрецы сказали: «Эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет дней — заповедь, а эти слова Писания подтверждают, что вести подсчет недель — заповедь», тогда бы здесь действительно было две заповеди. И не укроется от того, кто различает нюансы в языке мудрецов, что если говорится: «Обязанность делать это и это», то совершенно не значит, что каждое из указанных действий — отдельная заповедь.

И ясным доказательством служит то, что мы каждый вечер при счете омера ведем и счет недель, говоря: «Сегодня столько-то дней и столько-то недель омера». Но если бы подсчет недель был самостоятельной заповедью, мы бы называли количество недель только в конце каждой семидневки, и тогда бы произносили два благословения: «…Который освятил нас Своими заповедями и повелел считать дни омера» и «…повелел считать недели омера», а ведь мы так не делаем. Поэтому заповедь — считать дни и недели омера, как Он повелел.

И женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

162-я заповедь — повеление отдыхать от работы в праздник Шавуот. И об этом Его речение: «До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней… И провозгласите в тот самый день: священное собрание будет у вас» (Ваикра 23:16,21).

163-я заповедь — повеление отдыхать от работы в первый день месяца тишрей. И об этом Его речение: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас отдыхсвященное собрание» (Ваикра 23:24). И мы уже приводили слова мудрецов, сказавших (Шабат 24б): «Отдых» — это заповедь «делай» (Д 90,135,159).

164-я заповедь — повеление поститься в десятый день месяца тишрей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В седьмой месяц, в десятый день месяца, изнуряйте ваши души…» (Ваикра 16:29).

И объясняется в Сифре (Ахарей мот): «“Изнуряйте ваши души” — изнурением, которое может привести человека к гибели. И что это? Отказ от еды и питья».

И дошло до нас по цепи традиции (Йома 73а), что в этот день запрещено мыться, умащать тело, носить кожаную обувь и вступать в интимную близость. Необходимо воздерживаться от всех этих действий, поскольку сказано: «Это Шабат Шабатов для вас, изнуряйте ваши души» (Ваикра 16:31). Подразумевается, что в этот день существует не только обязанность прекращать ремесло и труд, но и особая обязанность прекращать пропитание и поддержание тела — поэтому-то и говорится: «Шабат Шабатов». И сказано в Сифре (там же): «Откуда известно, что в Йом Кипур запрещено мыться, умащаться и вступать в интимную близость? Тора сказала: “Шабат Шабатов” (дословно: “отдых отдыхов”)». Иными словами, «отдыхайте» (воздерживайтесь) от всего этого, чтобы придти к «изнурению» (смирению) души.

165-я заповедь — повеление отдыхать в этот деньЙом кипур) от ремесел и работы. И об этом Его речение: «Это Шабат Шабатов (дословно: “отдых отдыхов”) для вас» (Ваикра 16:31). И мы уже не раз (Д 90,135,159,163) приводили изречение мудрецов: «Отдых» — это заповедь «делай».

166-я заповедь — повеление отдыхать от работы в первый день праздника Суккот. И об этом Его речение: «В пятнадцатый день этого седьмого месяца — праздник Суккот (дословно: “праздник шалашей”);…в первый день — священное собрание» (Ваикра 23:34-35).

167-я заповедь — повеление отдыхать от работы на восьмой день праздника СуккотШмини ацерет). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «На восьмой день священное собрание будет у вас» (там же 23:36).

И знай, что в эти шесть дней (первый и седьмой дни Песаха, Шавуот, Рош ашана, первый и восьмой дни Суккот) законы заповеданного нам отдыха одинаковы, и ни один из этих дней в этом отношении не отличается от другого. И также в каждый йом тов из этих шести нам разрешено заниматься приготовлением пищи.

И поскольку законы отдыха едины и распространяются на каждый йом тов, все они разъясняются в трактате (Бейца), посвященном законам йом това.

Однако законы отдыха, заповеданного в Шабат и в Йом кипур, включают многочисленные дополнения, поскольку в эти дни запрещено приготовлять пищу. И, как разъясняется в трактате Бейца (12аб), есть также другие действия, разрешенные в йом тов, но запрещенные в Шабат, несмотря на то, что они не относятся к приготовлению пищи.

168-я заповедь — повеление жить в сукке (шалаше) семь дней, на протяжении всего праздника Суккот. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «В шалашах живите семь дней» (Ваикра 23:42).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном ей трактате Сукка.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

169-я заповедь — повеление возносить лулав («букет», состоящий из ветви финиковой пальмы — собственно «лулав», а также ветвей мирта, ивы и плода этрога) и радоваться перед Ашемом в течение семи дней (праздника Суккот). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, ветви пальмовые и отростки густолиственного дерева и речных ив, и веселитесь перед Ашемом, вашим Б-гом, семь дней» (Ваикра 23:40).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Сукка. И там (41а) поясняется, что в течение семи дней выполнять эту заповедь обязаны только в Храме, а в остальных местах она, по закону Торы, выполняется только в первый день праздника.

И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

Сто семидесятая заповедь — повеление слушать звук шофара (рога) в первый день тишрей. И вот об этом Его речение: «День трубления будет у вас» (Бемидбар 29:1).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Рош ашана (16аб,26-30а,32-34б). И женщины не обязаны ее выполнять.

Посмотреть все статьи по теме «Суккот»

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»