В нынешней недельной главе говорится, что Балак, новый царь Моава, пришедший на трон уже после этих двух побед израильтян, испугался их мощи. Он призвал пророка Билама (Валаама в русском прочтении; отсюда — Валаамова ослица) проклясть Израиль и тем ослабить его. Собираясь проклясть евреев, Билам неожиданно для самого себя, против воли благословляет их.
Билам советует Балаку повредить евреям, соблазняя их девушками Моава. Благодаря мужеству и решительности Пинхаса, внука Аарона, эти планы расстроены и гнев Всевышнего отвращен от народа Израиля.
ЖИТЬ ВРАЗРЕЗ С СОБСТВЕННЫМ ПОНИМАНИЕМ ЖИЗНИ
В главе привлекает к себе внимание личность Билама. Мой глубоко почитаемый учитель и наставник рав Хаим Шмулевич, благословенна память праведника, не раз в своих беседах с ешиботниками предлагал нам поразмыслить о Биламе, человеке масштабном и незаурядном.
С одной стороны, уровень духовного понимания мироздания у Билама необыкновенно высок: ему ясны основы мира, ему видна связь между Всевышним и еврейским народом, наконец, он обладает даром пророчества, сравнимым с даром пророка Моше, о котором сказано: «И не было более в Израиле пророка, подобного Моше» (Дварим, 34:10). В Израиле, говорит мидраш, не было, а у других народов был, и это Билам. То есть — никого из величайших еврейских пророков нельзя сопоставить с Моше, а Билама — можно!
Сказано в Поучениях отцов (Пиркей авот, 5:22), что существуют три положительных человеческих качества и три противоположных им отрицательных качества, которые определяют духовную судьбу человека. Положительные качества — «добрый глаз (отсутствие зависти), смиренный дух (скромность) и скромная душа (отсутствие жажды удовольствий)». Отрицательные качества — «злой глаз, высокомерный дух и алчная душа». От этих трех качеств происходят соответственно все вообще положительные и отрицательные качества людей. «Каждый, кто обладает тремя положительными душевными свойствами, — из учеников праотца нашего Авраама, а тремя отрицательными качествами — из учеников злодея Билама», — говорится в этом отрывке. Эти отрицательные качества приводят к тому, что ученики злодея Билама превращают в ад для себя и для других материальные блага этого мира и оказываются в аду в мире грядущем.
Талмуд, в свою очередь, утверждает, что житейское поведение Билама было гнусным, т.е. что он вполне заслуживает названия злодея.
Невероятно. Как возможно сочетание в одном и том же человеке столь противоречивых начал? Если человек нормален и знает, к чему приводят те или иные поступки, за что его ждет награда и за что — наказание, знает, что от суда Небес нельзя уклониться, то как он ухитряется действовать вразрез с этим знанием? Как он не лишается рассудка от столь противоположных устремлений?
Отвечает рав Хаим Шмулевич: это не разные устремления, а теоретическое знание и жизненная практика. И теория совсем не обязательно и далеко не у каждого человека определяет его практику. Человек способен преспокойно оградить свою практику от своей теории, если так ему удобнее, привычнее или приятнее. В перерыве лекции о вреде курения лектор, знаток проблемы, с удовольствием закуривает за сценой.
Знание о жизни и поступок не связаны механически. Для того, чтобы их гармонизировать, надо, как говорит Тора, «обратить сердце», совершить сознательное усилие, т.е. подумать, решить, какой поступок будет хорошим и правильным, и совершить его.
Рав Шмулевич, приводя примеры, предпочитал обращаться к эпизодам из Торы. При рассечении Красного моря, говорил он, последняя служанка видела больше, чем пророк Иехезкель бен-Бузи (известное утверждение мидраша). Так кто из них духовно выше, спрашивал он. И ждал нашего ответа. А потом отвечал: понятно, пророк Иехезкель. Да, служанка видела, т.е. знала больше. Она получила это готовое знание в подарок. Но подарок приходит и уходит, а то, чего пророк достиг трудом, поднимаясь к духовным высотам ступень за ступенью, остается с ним.
Общеизвестно, что во время Шестидневной войны в ходе боев происходили чудесные спасения и повороты событий. Об этом рассказывали солдаты, которые видели это своими глазами, которых спасло чудо. Но не все из видевших эти чудеса своими глазами пришли к соблюдению Торы. Кто-то — да, а кто-то — нет.
На поразительное противоречие между знанием и поступком указывал рав Шмулевич и в таком примере. Всевышний велел Моше объявить Египту о том, что в такое-то время на него обрушится очередной удар — град. Все, кто останется в поле: и скот, и люди — погибнут. Надо убрать и скот, и людей под крышу. Сказано в Торе: «Тот из рабов Паро, который убоялся слова Г‑спода, загнал своих рабов и свои стада в дома. А кто не обратил своего сердца к слову Г-спода, оставил своих рабов и свой скот в поле» (Шмот, 9:20-21).
Град — седьмая по счету египетская казнь. Все предсказания Моше исполнялись со стопроцентной вероятностью, в чем египтяне убедились на опыте шести предыдущих казней. Руководству свойственно принимать предосторожности ради населения даже в ситуациях с меньшей степенью вероятности: вспомните очереди за противогазами накануне иракских обстрелов! Человеку свойственно заботиться о своем имуществе. Рабу хочется сохранить свою жизнь. Как же получилось, что кто-то остался на улице? Почему? Потому что не «обратил сердце» к этим словам.
Оказывается, знать — недостаточно. Чтобы жить в соответствии с тем, что знаешь, надо «обратить сердце» к этому знанию.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»