Темы: Недельная глава, Ваишлах, Яаков, Ицхак, Духовность, Эсав, Рав Бенцион Зильбер, Материальные блага
Возвращаясь от Лавана в Кнаан, «послал Яаков перед собою посланцев к Эсаву, своему брату» (Берешит, 32:4): опасаясь, что встреча с братом не будет мирной, Яаков отправляет к нему посланцев с дарами, надеясь задобрить Эсава. На случай, если Эсав нападет, Яаков готовится защищаться. Третье, что делает Яаков в этот опасный момент, — молится Всевышнему.
Отправив посланцев, Яаков остановился на ночьна берегу реки Ябок. Здесь ночью произошла знаменитая схватка Яакова с ангелом, в которой Яаков победил. Яаков добивается у ангела благословения. Ангел сообщает Яакову, что в дальнейшем имя его будет Исраэль.
Встреча Эсава и Яакова завершается благополучно. Яаков с семьей приходит к Шхему и селится под городом. Сын правителя Шхема похищает Дину, дочь Яакова. За это Шимон и Леви, сыновья Яакова, убивают всех мужчин Шхема и разрушают город.
Яаков переселяется в другое место. В дороге у Рахели родится Биньямин, двенадцатый сын Яакова. Рахель умирает родами. Яаков хоронит ее в Бейт-Лехеме.
Яаков приходит в Кирьят-Арба, он же Хеврон, где живет его отец Ицхак.
В завершение глава сообщает о смерти Ицхака и приводит родословную Эсава.
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В ЕВРЕЙСКОМ ПОНИМАНИИ
Очевидно, что Яаков боится встречи с Эсавом из-за того, что получил вместо брата благословение отца, предназначенное Эсаву как первенцу. Как мы знаем, Эсав вполне добровольно продал младшему брату первородство, но потом пришел в ярость, когда тому достались и основные благословения отца.
Что это были за благословения? Вернемся к главе «Толдот»: «Даст же тебе Б-г от росы небесной и от туков земли, и обилие хлеба и вина. Служить будут тебе племена и поклоняться тебе — народы. Будь господином для твоих братьев, и поклонятся тебе сыны твоей матери. Кто проклинает тебя — проклят; а кто тебя благословляет — благословен» (Берешит, 27:28-29).
Потом, когда Эсав плакал и просил отца дать благословение и ему, Ицхак отвечал, что уже отдал Яакову власть над братьями и «хлеб и вино дал ему опорой» (27:37), и благословил Эсава так: «От туков земли будет обитание твое и от росы небесной сверху. И мечом твоим будешь жить и служить своему брату» (27:39-40).
Отправляя Яакова в Падан-Арам, родительский дом Ривки, Ицхак (почему он счел оправданным получение благословения Яаковом вместо Эсава мы здесь не анализируем) дает ему такое благословение: «Б-г Всемогущий да благословит тебя, и сделает тебя плодовитым и умножит тебя, и будешь ты сообществом народов. И даст Он тебе благословение Авраама, тебе и твоему потомству с тобою, чтобы тебе наследовать землю твоего пребывания, которую дал Б-г Аврааму» (28:3-4).
Итак, благословляя Яакова в качестве Эсава, Ицхак желает ему материальных благ и лидерства среди братьев. Благословляя Яакова в качестве Яакова (перед уходом в Падан-Арам), он объявляет его наследником Эрец-Исраэль и Авраама.
Теперь, отправляя к Эсаву посланцев с большими стадами домашнего скота в подарок, Яаков велел им сказать Эсаву: «С Лаваном я жительствовал… И стало мне [достоянием]вол и осел, мелкий скот, и раб и рабыня. И я послал сообщить моему господину, обрести милость в твоих глазах» (32:5-6). Раши так комментирует эти слова:
«…жительствовал», или «жил чужаком». Не стал знатным и важным, но оставался пришельцем, чужеземцем. Тебе незачем ненавидеть меня из-за благословения, которое дал мне твой отец: «будь господином для твоих братьев» (27:29) — ведь оно не исполнилось в том, что касается меня;
«И стало мне [достоянием] вол и осел». Отец сказал мне: «от росы небесной и от туков земных» (27:28), но это не от небес и не от земли. (Т.е. и это благословение относительно Яакова не исполнилось. Скот — это не «обилие хлеба и вина», да и скот этот достался Яакову тяжким трудом.)
В дополнение к этому Мальбим указывает, что Яаков говорит: отец имел в виду тебя, так, наверно, благословения эти свершились для тебя. Ко мне они не пришли. (Понятно, что это — попытка умилостивить Эсава, но на самом деле Яаков так не считал.)
Попробуем понять, каковы изначально были намерения Ицхака, какое благословение он собирался дать Эсаву и какое — Яакову? Обратимся к комментарию Мальбима.
Безусловно, считает Мальбим, Ицхак никогда не думал, что Эсав может стать продолжателем Авраама и наследовать страну, обещанную Всевышним Аврааму. Мы ясно видим это в благословении, полученном Яаковом, но рассчитанном на Эсава. Там о таких вещах нет ни слова. Кроме того, Тора говорит нам, что Ицхак глубоко страдал оттого, что Эсав выбрал себе в жены девушек из народов Кнаана и его домашние занимались идолопоклонством. Не мог же он счесть такого человека достойным наследия Авраама!
Эсав занимался охотой, а Яаков — Торой, и Ицхак пожелал Эсаву материальных благ, полагая, что он станет покровительствовать, помогать Яакову материально, обеспечивая ему покой, необходимый для занятий Торой.
Одному человеку трудно сочетать занятия и духовным, и материальным, если заниматься этим достаточно глубоко. Ицхак считал, что братья разделят функции: Эсав будет обеспечивать Яакова и воевать, когда нужно, а Яаков будет спокойно заниматься Торой. Это будет хорошо и для Эсава, потому что, с одной стороны, соответствует его склонностям, с другой стороны, позволит ему занимать свое достойное место в доме Авраама и сделает его причастным к духовной деятельности, и для Яакова — понятно почему.
Ривка не разделяла надежд мужа. Выросшая в доме Бетуэля, рядом с Лаваном, она хорошо знала людей приземленного склада и отлично понимала, что Эсав на эту роль не годится. Во-первых, он ничего не даст брату, потому что не понимает ценности духовного, а во-вторых, если по какой-то причине вдруг и даст, то потребует, чтобы брат плясал под его дудку, что полностью обессмыслит эту помощь, потому что для духовных занятий человеку нужна внутренняя свобода.
Ицхаку было ясно, что Эсав в Иссахары не годится. Увы, он не годился и в Звулуны. Ривка понимала, что если благословение на материальные блага достанется Эсаву, это будет плохо для обоих братьев. Яаков не получит ничего, а в Эсаве высокое общественное положение усугубит дурные качества. Когда жизнь высоко возносит плохих людей, они особенно интенсивно используют свои качества для плохих дел. Разбогатевшему Эсаву и в голову не придет помогать Яакову: с какой стати? Кто не работает, тот не ест… Так что, по воле Всевышнего, «материальное» благословение досталось и Яакову.
Кстати, сравните формулировку первого (Яакову как Эсаву) и второго (Эсаву как Эсаву) «материальных» благословений. В первом сказано: «Даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли». Раши объясняет: Б-г даст Яакову по праву и по заслуге: если заслужит — даст, не заслужит — не даст. Эсаву Ицхак сказал: «От туков земли будет обитание твое» — будешь ты праведен или нечестив, Он даст тебе. Ицхак, по-видимому, не рискнул положиться на заслуги Эсава.
Надо сказать, что разделение функций в духе благословений Ицхака в дальнейшем осуществилось у еврейского народа. Реализовалось оно, когда евреи из пустыни вступили в Страну Израиля. Пример тому — отсутствие земельных наделов у левитов: у них не было своей земли, они не обрабатывали землю, только служили в Храме, а весь народ помогал им, содержал их материально. Другой пример, ставший классическим, –отношения между коленами Иссахара и Звулуна. Звулун занимался мореходством и торговлей, а Иссахар — Торой. Звулун помогал Иссахару материально, а Иссахар делил со Звулуном свои духовные заслуги. В некоторой степени эта взаимопомощь, взаимосвязь между людьми, добывающими материальные блага, и людьми, сосредоточенными на внесении в мир благ духовных, существует в нашем народе и сейчас.
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...