Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ицхак дал благословение Яакову после того, как ощутил запах, исходивший от его одежды. Мидраш объясняет, что такое поведение не было импульсивным — героизм, который проявляли даже самые ассимилированные потомки праотцев, был достоен благословения.

Центральной частью нашей недельной главы являются благословения, которые праотец Ицхак дал своему сыну Яакову. Чтобы удостовериться, что перед ним — достойный его благословений человек, незрячий Ицхак воспользовался своим обонянием: «И почуял он запах его одежд» (Толдот 27:27).

Мидраш раскрывает глубинный смысл такого акта. «Читай бгадав (“его одежд”) как богдав (“его предателей”)», сказано в «Мидраш раба». Почему Ицхака заботило поведение будущих вероотступников еврейского народа?

От мародерства до мученичества

Когда римляне захватили Второй Храм, поначалу они побоялись зайти вовнутрь. Для этих целей был нанят некто Йосеф ми-Шита, человек, который был готов посодействовать оккупантам в разграблении храмовой утвари. Но, как говорится, за умеренную плату.

Римляне пообещали Йосефу, что первый предмет, который он вынесет из Храма, станет его собственностью. Через некоторое время предприимчивый коллаборационист, натужно дыша, появился, неся храмовую менору, сделанную из чистого золота. Но римляне остудили его пыл: «Такая вещь не подходит простому человеку. Войди в Храм повторно и выбери себе что-нибудь другое».

К их удивлению, Йосеф ми-Шита отказался это делать. Посулы не прекращались — захватчики пообещали предателю, что освободят его от налогов на три года. Но Йосеф ответил решительным отказом: «Я уже рассердил Творца один раз — разве я готов прогневить Его еще раз?!»

Разговор с непокорным предателем оказался коротким. Йосефа привязали к верстаку и начали распиливать. Всякий раз, когда зубья пилы вонзались в его тело, Йосеф кричал: «Горе мне, рассердившему своего Творца» Вскоре его душа покинула этот мир.

На пути в Ган-Эден

Вторая история произошла с человеком по имени Якум Иш-цророт. Несмотря на то, что он приходился племянником рабби Йоси бен-Йоэзеру, тогдашнему главе Санхедрина, Якум был ассимилированным и даже враждебно относившимся к иудаизму человеком. Неудивительно, что греки, захватившие Эрец-Исраэль, назначили его на высокий пост.

Судьба его дяди была трагичной. За изучение Торы греческие власти приговорили его к смерти. В субботу рабби Йоси посадили на лошадь и повезли к месту казни.

Тем временем, Якум, довольный жизнью, совершал утреннюю прогулку верхом на лошади. Увидев рабби Йоси бен-Йоэзера, он презрительно произнес: «Посмотри на коня, на которого посадил меня мой господин, и посмотри на коня, на которого тебя посадил твой Господин». Смысл этой фразы понятен и без комментариев — Якум, прилюдно нарушающий шаббат, хотел в очередной раз продемонстрировать свое превосходство над «фанатиком»-дядей, который скоро поплатится жизнью за свою верность Торе.

Глядя на холеную лошадь племянника, рабби Йоси ответил ему: «Если так Б-г награждает тех, кто его сердит, представь, как он наградит тех, кто выполняет Его волю?» Но Якум не унимался: «Разве кто-нибудь из людей выполнял волю Б-га ревностнее, чем ты?». Следующая реплика заставила Якума призадуматься. «Если так страдают выполняющие Его волю, — промолвил осужденный на смерть раввин, — представь, как будут наказаны те, кто прогневил Его…»

Слова рабби Йоси вонзились в сердце племянника, «вошли в него, как яд», говорит мидраш. Вероотступник Якум вдруг понял со всей ясностью, в чем он погряз и каков он сам. Мидраш рассказывает, что Якум сам совершил казнь над собой, и в предсмертном видении рабби Йоси увидел, как ложе племянника уносится в небеса. «Он на короткий миг опередил меня, входя в Ган-Эден», — прошептал рабби Йоси.

Награда за раскаяние

Наш праотец Ицхак знал, что в будущем его потомков ожидают рабство и изгнание. Он справедливо опасался, что евреи растворятся среди других народов, отринув заветы отцов. Но когда Ицхак понял, что даже предатели, даже те люди, которые, казалось бы, полностью порвали с еврейством, обладают величайшим духовным потенциалом, он успокоился и благословил Яакова.

Корчась под зубьями пилы, Йосеф ми-Шита не кричал: «Мне больно!» Вместо этого он просил прощения у Всевышнего, которого он рассердил. Любимец властей Якум Иш-цророт за одно мгновение осознал степень морального падения. Способность раскаяться столь искренне и столь глубоко, вернуться к Б-гу, невзирая на неправедно прожитую жизнь, — именно это является отличительной особенностью потомков Яакова. За это и полагается благословение.


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...