Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Грешник, знающий, что он грешник, лучше, чем праведник, знающий, что он праведник»Провидец из Люблина
Жизнеописание выдающегося мыслителя и наставника мусара (еврейской этики).

Раби Цви-Гирш бар Аарон-Шмуэль Кайдановер (Кав аяшар; ок. 5410-5472 /ок. 1650-1712/ гг.) — выдающийся мыслитель и наставник мусара (еврейской этики).

Родился около 5410 /1650/ года в Вильно (Вильнюсе), куда его родители бежали от казацкой армии Богдана Хмельницкого. Сын выдающегося законоучителя р. Аарона-Шмуэля Кайдановера (Мааршака).

В 5415 /1655/ году, когда русские стрельцы и казаки ворвались в Вильно, семья бежала вглубь Польши. Там, в городке Корове, расположенном возле Люблина, пятилетний Цви-Гирш был серьезно ранен казаками, а две его сестры убиты. В последующие годы семья побывала во многих городах Европы — Мааршак был главой еврейской общины г. Никольсбурга (Брно), столицы Моравии, а впоследствии главным раввином Бриска (Бреста), Франкфурта на Майне и, наконец, Кракова.

Цви-Гирш изучал Тору у отца, а затем учился в Минске у выдающегося кабалиста р. Йосефа-Йоськи, автора трактата Йесод Йосеф (Кредо Йосефа).

Когда период ученичества завершился, он возвратился в Вильно, город своего детства, и стал одним из руководителей городской общины, вместе с тем успешно занимаясь коммерцией. По клеветническому доносу он был на некоторое время заключен в темницу вместе с женой и детьми; после освобождения р. Цви-Гирш покинул Вильно и переселился в Германию, во Франкфурт на Майне, где жила семья его тестя.

Согласно его собственному признанию, р. Цви-Гирш увидел в беде, постигшей его в Вильно, наказание за то, что он до сих пор не опубликовал многочисленные рукописи отца. И вот, вскоре по прибытии во Франкфурт на Майне, он выпустил в свет целый ряд книг Мааршака, снабдив их своими предисловиями и примечаниями.

В 5465 /1705/ году р. Цви-Гирш Кайдановер издал свое основное произведение — трактат по этике Кав аяшар (Прямая линия). В этой книге исследуются вопросы награды и наказания; в ней приведено множество захватывающих историй и мудрых притч, побуждающих сердца к служению Всевышнему. Многие идеи книги почерпнуты из кабалистических источников, и в первую очередь, из книги Йесод Йосеф, ставшей для р. Кайдановера образцом, а также из учения Аризаля.

Эта книга сразу получила широчайшее признание — за первые десять лет она была издана десять раз. Ее исключительному успеху способствовало и то, что автор снабдил ее подстрочным переводом на идиш, разговорный язык евреев восточной и центральной Европы, — таким образом среди ее читателей оказались и женщины, как правило, не владевшие святым языком.

За последующие три века книга выдержала более восьмидесяти новых изданий, став одним из самых популярных произведений мусара. Наряду с широким кругом читателей, трактат р. Кайдановера тщательно изучали и величайшие мудрецы Торы. Раби Элимелех из Лежанска, один из основоположников хасидизма, проштудировал эту книгу сто два раза — в соответствии с числовым значением входящего в ее название слова «кав» (линия). А выдающийся праведник р. Исраэль из Кожниц утверждал, что «изучение книги Кав аяшар пробуждает сердце даже в большей степени, чем изучение самой книги Зоар».

Р. Цви-Гирш Кайдановер умер во Франкфурте на Майне в Шушан-Пурим, пятнадцатого адара 5472 /1712/ года.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше

Описание служения первосвященника в Йом Кипур

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».

«Ахарей мот» («После гибели»)

Рав Бенцион Зильбер

Материалы рассылки за 5765 год

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.

Ахарей мот. С ног на голову

Рав Бенцион Зильбер

Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.