Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Известнейший раввин из Бриска (Брест-Литовска), 1853—1918.

Выдающийся талмудист, крупнейший учитель и подвижник Торы в Восточной Европе. Сын раби Йосефа Дова Соловейчика (1820-1892), тоже Брестского раввина, гаона своего поколения. Как и отец, несколько лет преподавал в знаменитой Воложинской ешиве. Прославился как крупнейший ученый-аналитик, много сделавший для распространения талмудических знаний в еврейском народе и воспитавший ряд серьезных учеников, которые способствовали развитию ешив уже на Святой земле. Его рукописи и уроки, записанные учениками, составили известный сборник «Хидушей рабейну Хаим Алеви». Сын раби Хаима, раби Ицхак Зеев Соловейчик (1889—1959), продолжил начинания отца, посвятив свою жизнь преподаванию Торы — сначала в Бриске, потом в Иерусалиме.

Одной из самых удивительных черт раби Хаима была его готовность помогать всем, кто обращался к нему за помощью. Его дом всегда был полон людьми, приходящими к нему за советом, а то и просто живущими там по несколько дней. Двери дома не закрывались, печь на кухне не гасилась. Об этом качестве Брестского раввина рассказывается во многих историях. И во всех он выглядит как человек, озабоченный конкретной помощью, а не разговорами вокруг таковой. Вот один из рассказов. С началом Первой мировой войны Брест, прифронтовой город, наполнился тысячами еврейских беженцев, вынужденных покинуть свои местечки и городки. Люди остались без крова, без копейки денег, буквально без куска хлеба. Горожане, под руководством своего раввина, помогали несчастным, но их силы были на исходе. Состоялось большое заседание раввинов, на котором решался вопрос сбора денег в Америке. Один из ученых людей выступил с заявлением, что надо позаботиться и о духовных запросах беженцев: «На хлеб мы им собираем. А кто-нибудь подумал, есть ли у них хоть пара тфилин?» Драматическое выступление оборвал рав Хаим Соловейчик: «Вам предоставляется возможность уже утром пойти в синагогу и дать свой тфилин каждому желающему. Но попробуйте накормить людей двумя кусками хлеба».


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...