Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Меир бар Гедалья (Маарам из Люблина; 5318—5376 /1558—1616/ гг.) — выдающийся законоучитель, комментатор и преподаватель Талмуда.
Родился в г. Люблине. Его дед, р. Ашер, был одним из хранителей сокровенной кабалистической традиции; он возглавлял общину и ешиву г. Кракова, столицы Малой (юго-западной) Польши.
Еще в детстве Меир проявил выдающиеся способности. В возрасте восьми лет он знал наизусть несколько трактатов Талмуда — и не только глубоко в них разбирался, но и совершал важные самостоятельные открытия (Сарей амеа 2:28).
Учился в краковской ешиве р. Ицхака Коэна, ставшего впоследствии его тестем.
В 5342 /1582/ году, в возрасте всего двадцати четырех лет, р. Меир стал главой ешивы в Люблине. В 5347 /1587/ году, не достигнув еще и тридцати лет, он был избран раввином Кракова, а в 5355 /1595/ — стал раввином Лемберга (Львова), столицы Галиции. И в Кракове, и в Лемберге р. Меир возглавлял большие ешивы.
В 1613 /5373/ году он возвратился к месту своего рождения, в г. Люблин, и был там раввином и руководителем ешивы до конца своих дней.
Маарам из Люблина подготовил сотни блестящих учеников: среди них выдающиеся комментаторы Талмуда р. Йеошуа Хариф и р. Йеошуа-Эшиль из Кракова (см.), а также знаменитые кабалисты р. Йешая Гурвиц (Шла Акадош; см.) и р. Натан-Нете Шапиро (Мегале амуким; см.).
Маарам из Люблина был одним самых авторитетных законоучителей своего поколения — из многих общин диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов. Сто сорок его ответов приведены в сборнике Шеэлот утшувот Маарам миЛюблин (Респонсы нашего наставника р. Меира из Люблина) — в этой книге отразился и его аналитический дар, и феноменальная эрудиция.
Основным произведением Маарама из Люблина стала книга Меир эйней хахамим (Дающий свет очам мудрецов), обессмертившая его имя. В ней собраны его комментарии и хидушим (аналитические заметки), относящиеся не только к самому тексту Талмуда, но и к толкованиям Раши (см.) и авторов Тосафот. Его замечания предельно кратки и выверены, подобно формулам, — они помогают различить тончайшие оттенки смысла в талмудическом тексте.
В большинстве изданий Талмуда эти комментарии печатаются в приложении под названием «Маарам» — они набраны рядом с комментариями р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и р. Шмуэля Эйдельса (Маарши; см.).
Законоучители последующих поколений широко использовали комментарии Маарама из Люблина для определения законодательных норм.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо