Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хабад, Хасидизм, Александр Кац
Раби Дов-Бер бар Шнеур-Залман из Любавичей (Миттлер Ребе; 5534—5588 /1773—1827/ гг.) — духовный лидер движения Хабад.
Родился девятого кислева 5534 /1773/ года в белорусском городке Лиозно, южнее Витебска. Первенец в семье р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе; см.), основателя движения Хабад.
Был назван в честь наставника отца — р. Дова-Бера (Магида из Межерича), умершего за год до его рождения, девятнадцатого кислева 5533 /1772/ года.
Изучал Тору — и ее законодательные разделы, и кабалу — под руководством отца.
В 5572 /1812/ году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, р. Дов-Бер вместе с отцом последовал за отступающей русской армией.
«Праздник Рош ашана застал нас в Троице-Сергиеве, — вспоминал р. Дов-Бер. — …Мы претерпели много страданий от холода и недостатка провизии, питались хлебом грубого помола с водой. … В селах нас всюду встречали насмешками и бранью». После пятимесячных скитаний они достигли Курской губернии. Здесь, в селе Пены возле г. Сумы, р. Шнеур-Залман заболел и скончался. Р. Дов-Бер похоронил отца на ближайшем еврейском кладбище, в г. Гадяч, севернее Полтавы.
Возвратившись в Белоруссию после войны, р. Дов-Бер поселился в городке Любавичи и сменил отца во главе движения Хабад.
Когда по настоянию российских властей каждый еврей должен был зарегистрироваться под определенной фамилией, р. Дов-Бер избрал для своей семьи фамилию Шнеури — в честь отца (его потомки изменили эту фамилию на Шнеерсон).
Р. Дов-Бер написал множество книг, развивающих идеи Хабада. В Любавичах, ставших новым центром движения, он основал первую хабадскую ешиву, которую возглавил его зять, внук Алтер Ребе р. Менахем-Мендл из Любавичей (Цемах Цедек; см.).
Р. Дов-Бер поддерживал постоянную связь с последователями Алтер Ребе на Земле Израиля. В 5585 /1825/ году, следуя его совету, хабадская община перебралась из Цфата в Хеврон. Воспользовавшись услугой посредников, р. Дов-Бер приобрел в Хевроне участок земли для своей семьи, намереваясь впоследствии совершить алию на Святую Землю.
В том же, 5585 /1825/ году, он тяжело заболел и по рекомендации врачей отправился на лечение в курортный город Карлсбад.
Летом 5587 /1827/ р. Дов-Бер посетил могилу отца. На обратном пути, в г. Нежине, он слег в постель.
Р. Дов-Бер из Любавичей умер в Нежине девятого кислева 5588 /1827/ года — в тот же день года, что и родился.
Во главе движения Хабад его сменил р. Менахем-Мендл из Любавичей, прозванный Цемах Цедек.
В последующих поколениях р. Дова-Бера стали называть Миттлер Ребе (Средний Ребе, на иврите АдморАэмцаи), имея в виду его связующую роль в передаче хабадской традиции — от Алтер Ребе к Цемах Цедеку.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо