Раби Натан-Нета бар Шломо Шапиро из Кракова (Мегале амукот)22 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Законоучитель, преподаватель Талмуда и кабалист Далее | |
Йом-Тов бар Натан Алеви Геллер (Тосафот Йом-Тов)21 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Жизнеописание выдающегося законоучителя и кабалиста Раби Йом-Това бар Натан Алеви Геллера Далее | |
Раби Йешая бар Авраам Алеви Гурвиц (Шла Акадош)18 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Биография одного из духовных лидеров ашкеназских евреев, мыслителя и кабалиста Далее | |
Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги)17 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований. Далее | |
Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль)16 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы. Далее | |
Раби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак)15 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Бесконечная и неизменная Первопричина, которую р. Моше называет Эйн-соф (Бесконечность), по его словам по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе — так, что «ничто не существует вне Б-га». Далее | |
Раби Элияу бар Моше Ди Видас14 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Биография автора этического трактата Решит хохма Далее | |
Раби Шломо бар Моше Алеви Алькабец13 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Выдающийся знаток сокровенного учения и автор субботнего гимна Леха Доди. Далее | |
Раби Давид бар Шломо Ибн Зимра (Радваз)11 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Биография выдающегося законоучителя и каббалиста Далее | |
Раби Шломо бар Хаим Эльяшив (Бааль аЛешем)10 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Жизнеописание выдающегося кабалиста из рода АРИЗАЛЯ. «…он проник в таинственный сад — в сокровенный смысл писаний, содержащих святое учение Аризаля». Далее | |
Раби Ицеле Петербургер9 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» «Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!» Далее | |
Раби Исраэль Ашкенази из Шклова6 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Предание свидетельствует, что в Йерушалаиме раби Исраэль удостоился открытого чуда. В год засухи запасы хлеба закончились и община находилась на пороге голодной смерти. В довершение всех бед община не получила денежной поддержки, ожидаемой из Европы. Перед праздником Песах раби Исраэль созвал старейшин общины, чтобы обсудить положение, — ведь евреи даже не могли испечь мацу для выполнения заповеди. После этого собрания ему сказали, что его ожидают несколько арабских купцов. Арабы сообщили, что им удалось купить большую партию зерна, и они готовы перепродать весь товар. Раби Исраэль объяснил им, что сейчас не располагает деньгами, но, к его удивлению, купцы заявили, что готовы положиться на честное слово раввина. Не попросив даже аванса, они передали раби Исраэлю зерно и сазали, что вернутся за деньгами позднее. Община было спасена от гибели, — а «арабские купцы», которых так ждал получивший деньги из Европы раби Исраэль, никогда уже вернулись (Маасей авотейну, Микец). Далее | |
Раби Леви-Ицхак из Бердичева2 апреля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» ...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”». Далее | |
Рав Исраэль Салантер27 марта 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Биография выдающегося мудреца Торы, основателя движения Мусар Далее | |
Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл26 февраля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» ...Однажды к нему пришла заплаканная вдова: после смерти кормильца она осталась без средств к существованию. «Знаешь ли ты какое-нибудь ремесло?» — спросил Мальбим. Когда выяснилось, что женщина умеет печь очень вкусные пирожки, которые, по её словам, можно было бы подавать на царский стол, Мальбим предложил ей войти с ним в дело. «Я дам деньги на муку и другие необходимые продукты, — обещал он, — ты будешь печь и продавать пирожки, а Всевышний пошлёт нам своё благословение»... Далее | |
Раби Менахем-Мендл из Любавичей — Цемах Цедек19 февраля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Зная о том, что евреи во всём следуют указаниям своих раввинов, Уваров рассчитывал провести свою реформу руками самих знатоков Торы... Далее | |
Раби Нахман из Бреслава12 февраля 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Он каждый день заставлял себя думать, что ему предстоит только этот единственный день. А на один-единственный день человек может принять на себя очень многое... Далее | |
АЛТЕР РЕБЕ — Раби Шнеур-Залман бар-Барух из Ляд23 января 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» | |
Раби Меир бар-Барух (Маарам) из Ротенбурга21 января 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там он был опознан одним из выкрестов... Далее | |
Шамай8 января 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» В каббалистических трудах указывается, что в Грядущем мире закон будет соответствовать мнению школы Шамая... Далее | |
О Гилеле1 января 2008 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» «Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся» Далее | |
Гаон из Полтавы, раби Ицхак-Айзик бар Дов-Бер Красильщиков8 мая 2005 года, Рав Александр Кац, из цикла «Еврейские мудрецы» Краткая биография раби Ицхака-Айзика Красильщикова, известного как "гаон из Полтавы" Далее |
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.