Темы: Рош Ашана, Еврейские праздники, Сатан, Ури Калюжный, Небесный суд
Странную, казалось бы, вещь можно будет увидеть в наших синагогах через несколько дней. На следующей неделе, как известно, Рош Ашана — начало нового года. А этот день является одновременно и началом месяца (Рош-Ходеш) Тишрей. В утро субботы, выпадающей перед наступлением нового месяца принято добавлять к молитве специальное благословение биркат аходеш — объявление о том, что в такой-то день Рош-Ходеш и просьбу о том, чтобы наступающий месяц был для нас добрым, мирным, не прошёл впустую, а принёс нам достаток, радость, приближение к Творцу.
А в этот Шабат мы наступающий месяц не благословляем. Почему? Чтобы обмануть Сатану. Есть такой злой ангел, с которым у нас всегда борьба и апогей её — в Рош Ашана. В этот день, как известно, проходит Высший Суд, на котором решается судьба человека на весь следующий год. Этого дня ждёт и Сатан. На каждого из нас есть у него толстая папка, в которой записаны наши грехи и прегрешения, недостатки и слабости. Он хочет быть обвинителем на Высшем Суде и потребовать для нас справедливого наказания.
Мы же хотим его провести. Мы не объявляем заранее, в какой день будет Рош-Ашана. А когда этот день придет и соберутся евреи в синагогах молиться Б-гу — он, конечно же, узнает, спохватится, начнёт суетиться, пока прибежит на Суд — придёт время трубления в шофар — это его очень испугает, он всегда боится того дня, когда протрубит Великий Шофар и придёт Машиах и всё зло исчезнет как дым, рассеянный ветром. И пока Сатан придёт в себя — суд закончится и мы, конечно же, выйдем из него чистыми и достойными всяческих благ.
Красиво. Но рационально мыслящий человек должен спросить: как же так, что Сатан не знает, когда Рош Ашана; в каждом доме висит календарь, в котором этот день (состоящий из двух), ясно отмечен? Это очень интересный вопрос и, чтобы ответить на него, нужно глубоко поразмыслить о природе времени и о взаимоотношениях материального мира, в котором находимся мы, и духовных миров, в которых находятся ангелы.
Мои друзья — Борух Шлепаков и Йосеф Лирцман, которым я очень обязан многими мыслями, появившимися и оформившимися в процессе наших глубоких дискуссий, утверждают, что в духовных мирах «времени» — нет. И я тоже вспомнил, от Маха, что «время — есть форма существования материй», — известно, что эта философская мысль была отправной точкой теории относительности Эйнштейна. Несомненно однако, что многое в духовных мирах зависит от времени. Высший Суд например, только в Рош-Ашана; грешники в аду отдыхают только в шабат… Объясняется это так. Время, действительно, присуще именно материальному миру. Однако есть канал, через который наш материальный мир может влиять на духовные миры. Имя этому каналу — Человек. Наш мир — мир действий. Совершая различные поступки: выполняя Б-жественные заповеди — мицвот, или наоборот, греша, делая добрые или злые дела, выбирая между добром и злом, — Человек влияет не только на себя и на окружающий его мир. Его влияние простирается и на мириады духовных миров, он порождает или убивает ангелов, строит или разрушает…
В духовных мирах нет никакой внутренней причины для того, чтобы начался новый день, пришёл шабат, наступил Новый Год. Только наши поступки — утренняя молитва, кидуш, праздничная трапеза — привносят туда движение времени. Поэтому, до фактического начала Рош Ашана или до объявления дня наступления Рош Ашана не может этот ангел, Сатан, знать что принесёт наступающий день.
У Человека, таким образом, очень важная миссия — связать собою воедино всю систему миров и вести её к Б-жественной цели. О том, достоин ли каждый из нас этой важной должности и судят в Рош-Ашана. И если человек признан достойным Главного, то всё остальное — здоровье, деньги, успех — он получит в необходимой для этого мере.
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.