«Люди занимаются спасением чужих душ и набиванием собственных карманов, вместо того чтобы спасать собственные души и материально помогать нуждающимся», — говорил реб Исраэль Салантер.
Несколько лет назад молодой и неженатый Алекс отправился из Нью-Йорка в Москву с благородной миссией поднять духовный уровень российского еврейства. К сожалению, теперь остается лишь молиться о повышении духовного уровня самого Алекса…
Я нисколько не преуменьшаю важности просветительской деятельности. По сей день я благодарен преподавателям Торы, которые самоотверженно приезжали в СССР из США и Израиля. Однако важно помнить, что, спасая чужие души, следует не забывать и о своей собственной…
«И вышел Яаков из Беер-Шевы» (Берешит 28:10). Почему Яаков покинул Святую Землю? Он бежал от гнева Эйсава. Впрочем, мудрецов интересовала не сюжетная, а духовная причина изгнания. За какой грех Яаков был изгнан из Израиля?
За непреднамеренное убийство! — отвечает Мидраш. Человек, совершивший непреднамеренное убийство, должен был уйти в изгнание, спасаясь от мстителей в городе-убежище. Если Яаков уходит в изгнание, значит, он кого-то убил! Но ведь он никого не убивал. Мудрецы имеют в виду духовное убийство. Ицхак хотел благословить упавшего на самое дно Эйсава для того, чтобы помочь ему подняться. Отобрав у брата благословения первородства, Яаков отнял у него последний шанс к раскаянию.
Но в этом не было вины Яакова, мать Ривка приказала ему получить благословения отца. Так за какой же грех Яаков был изгнан из Израиля?
За то, что праведник Яаков учил Тору в своем шатре и не вышел к негодяю Эйсаву! — объясняет рав Гедалия Шор. То, что Яаков не помог Эйсаву, мудрецы приравняли к непреднамеренному убийству, которое было наказано изгнанием из Израиля!
События в жизни наших отцов являются пророческим символом в судьбе их потомков. Подобно Яакову, евреи были изгнаны из Израиля, спасаясь от преследований римлян, духовных наследников Эйсава.
За что были наказаны евреи? — спрашивали ангелы Небесный суд, рассказывает Талмуд. — Понятно, что негодяи наказаны за свои грехи. Но за какой грех наказаны праведники?
За то, что не упрекали негодяев! — отвечают Небеса…
Да, важно помогать негодяям, но Яаков не вышел из своего шатра к Эйсаву для того, чтобы научить нас: спасая чужие души, следует беречь и свои собственные! — объясняет рав Шор. Яаков понимал, что его поступки станут пророческим символом судьбы его потомков, и предпочел уйти в изгнание. Он считал, что его потомки выживут в изгнании, но погибнут, если пойдут спасать Эйсава и подвергнутся его влиянию. Из двух зол выбирают меньшее.
Эта история учит нас тонкому искусству жизни: как важно нам научиться любить людей, проявлять заботу об их душах, сохраняя при этом свои собственные!
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»