Темы: Заповеди, Еврейская женщина, Хала, Отделение халы, Рав Уриэль Зильбигер
Книгу р. Сиблигера «Хлеб, Огонь и Вода» о законах семейной чистоты, отделения халы и зажигании субботних свечей, можно приобрести в нашем офисе.
«От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г‑споду возношение в поколениях ваших» (Бемидбар, 15:20-21).
Сефер а-хинух (мицва 385) так объясняет эту заповедь: «Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души».
Предисловие
Заповедь отделения халы — это предписание отделять небольшой кусок от теста, принадлежащего еврею и приготовленного из одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи. Этот кусок называется хала. Согласно закону, халу полагается отдавать коэну (священнослужителю) и только коэну разрешается есть испеченный из нее хлеб, если и он, и хала ритуально чисты.
Так и поступали евреи во времена, когда соблюдались законы ритуальной чистоты. В наши дни, когда такой возможности нет и все мы, в том числе коэны, пребываем в ритуальной нечистоте, халу сжигают.
Тесто, от которого не была отделена хала, и какие бы то ни было изделия из него (не только хлеб, но и печенья и торты) есть запрещено.
1. На ком лежит обязанность отделять халу?
Заповедь отделения халы от теста обязательна для каждого еврея, но основная ответственность за ее выполнение лежит на женщине — хозяйке дома. В случае, если женщина не имеет возможности выполнить эту заповедь, халу — по ее поручению — может отделить любой взрослый. Отделение ребенком недействительно.
2. От какого количества теста отделяют халу?
Обязанность произнести благословение на отделение халы от теста и выполнить это отделение оговаривается рядом условий.
А. Благословение на отделение халы произносится, если соблюдены все следующие условия:
· Тесто приготовлено из 2,250 кг муки или более·.
· Тесто замешено на воде, оливковом масле, пчелином меду, молоке или вине.
· Все тесто или его часть будет испечено в печи или на сковороде без добавления жидкости.
Б. Без благословения хала отделяется в следующих случаях:
· Для замешивания теста использовано более 1,200 кг муки, но менее 2,250 кг·.
· Тесто замешено без применения воды, оливкового масла, пчелиного меда, молока или вина.
В. Не отделяют халу в следующих случаях:
· Для замешивания теста использовано менее 1,200 кг муки.
· Все тесто приготовлено только для варки или для жарки в глубоком масле (например, для пельменей или пончиков). Некоторые отделяют халу и в этом случае, но без благословения.
В случае, когда часть теста (даже меньшая) испечена или поджарена на сковороде, следует отделить халу от всего теста. При этом при наличии условий, перечисленных в п. А, необходимо произнести благословение на отделение халы.
3. Когда отделяют халу?
Халу от крутого теста отделяют до выпечки, от жидкого — после. В случае, если от крутого теста до выпечки халу не отделили, необходимо сделать это после выпечки.
В шабат отделение халы запрещено.
Если перед шабатомхалу отделить забыли, часть выпечки (несколько большую, чем та, что обычно отделяется — см. п. 4) оставляют до исхода шабата и затем отделяют от нее халу. Остальное можно есть в шабат. Но это правило распространяется только на тесто, замешенное вне Эрец-Исраэль.
В случае, когда тесто приготовлено в Эрец-Исраэль и перед шабатомхала от него не отделена, в шабат выпечку из него есть нельзя, а халу следует отделить после шабата.
Этот закон действителен и для йом тов, если тесто замешено еще в будни. Если же тесто замешено в праздник, халу от него отделяют в тот же день (даже в Эрец-Исраэль), но сжигают отделенное — на исходе йом тов (см. п. 4).
4. Как отделяют халу?
Кусок теста, отделяемый в качестве халы, должен равняться приблизительно половине яйца.
В случаях, когда полагается произнести благословение (см. п. 2), говорят следующее:
בָּרוּ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶ הָעוֹלָם
אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ וְצִוָּנוּ לְהַפְרִישׁ חַלָּה.
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а‑олам ашер кидшану бе‑мицвотав
ве‑цивану леафриш хала
Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.
Затем говорят: «Пусть это станет хала» — и, отделив халу, сжигают ее или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро.
5. Соединение нескольких порций теста
При наличии нескольких порций теста (или выпеченных мучных изделий) одного вида, количество муки в которых достигает объема, нужного для отделения халы, только в сумме, их надо объединить. Для этого все порции (или все изделия — см. п. 3) кладут в одну емкость или, скажем, на скатерть, прикрыв этой же скатертью, и отделяют халу, произнеся благословение.
В такой же ситуации, когда порции теста или изделия, количество муки в которых по отдельности не достигает объема, требуемого для отделения халы, состоят из разных видов теста, надо посоветоваться с раввином.
6. Хала упала в тесто
Если после отделения хала упала в тесто и смешалась с ним, необходимо обратиться за советом к раввину.
· Некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более.
· Напоминаем: некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более (см. сноску к п. А).
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...