Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги «Хлеб, Огонь и Вода»

Книгу р. Сиблигера «Хлеб, Огонь и Вода» о законах семейной чистоты, отделения халы и зажигании субботних свечей, можно приобрести в нашем офисе.

«От начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Г‑споду возношение в поколениях ваших» (Бемидбар, 15:20-21).

Сефер а-хинух (мицва 385) так объясняет эту заповедь: «Поскольку жизнь в человеке поддерживает пища, а основной, главной пищей является хлеб, Всевышний, предписав нам действия, связанные с приготовлением хлеба, дал нам тем самым заповедь, которая постоянно выполняется заново. Благодаря отделению халы (так называется отделяемый кусок теста) на нашем хлебе всегда пребывает благословение, а мы приобретаем заслугу выполнения заповеди. Так что наш хлеб становится пищей не только для тела, но и для души».

Предисловие

Заповедь отделения халы — это предписание отделять небольшой кусок от теста, принадлежащего еврею и приготовленного из одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи. Этот кусок называется хала. Согласно закону, халу полагается отдавать коэну (священнослужителю) и только коэну разрешается есть испеченный из нее хлеб, если и он, и хала ритуально чисты.

Так и поступали евреи во времена, когда соблюдались законы ритуальной чистоты. В наши дни, когда такой возможности нет и все мы, в том числе коэны, пребываем в ритуальной нечистоте, халу сжигают.

Тесто, от которого не была отделена хала, и какие бы то ни было изделия из него (не только хлеб, но и печенья и торты) есть запрещено.

1. На ком лежит обязанность отделять халу?

Заповедь отделения халы от теста обязательна для каждого еврея, но основная ответственность за ее выполнение лежит на женщине — хозяйке дома. В случае, если женщина не имеет возможности выполнить эту заповедь, халу — по ее поручению — может отделить любой взрослый. Отделение ребенком недействительно.

2. От какого количества теста отделяют халу?

Обязанность произнести благословение на отделение халы от теста и выполнить это отделение оговаривается рядом условий.

А. Благословение на отделение халы произносится, если соблюдены все следующие условия:

· Тесто приготовлено из 2,250 кг муки или более·.

· Тесто замешено на воде, оливковом масле, пчелином меду, молоке или вине.

· Все тесто или его часть будет испечено в печи или на сковороде без добавления жидкости.

Б. Без благословения хала отделяется в следующих случаях:

· Для замешивания теста использовано более 1,200 кг муки, но менее 2,250 кг·.

· Тесто замешено без применения воды, оливкового масла, пчелиного меда, молока или вина.

В. Не отделяют халу в следующих случаях:

· Для замешивания теста использовано менее 1,200 кг муки.

· Все тесто приготовлено только для варки или для жарки в глубоком масле (например, для пельменей или пончиков). Некоторые отделяют халу и в этом случае, но без благословения.

В случае, когда часть теста (даже меньшая) испечена или поджарена на сковороде, следует отделить халу от всего теста. При этом при наличии условий, перечисленных в п. А, необходимо произнести благословение на отделение халы.

3. Когда отделяют халу?

Халу от крутого теста отделяют до выпечки, от жидкого — после. В случае, если от крутого теста до выпечки халу не отделили, необходимо сделать это после выпечки.

В шабат отделение халы запрещено.

Если перед шабатомхалу отделить забыли, часть выпечки (несколько большую, чем та, что обычно отделяется — см. п. 4) оставляют до исхода шабата и затем отделяют от нее халу. Остальное можно есть в шабат. Но это правило распространяется только на тесто, замешенное вне Эрец-Исраэль.

В случае, когда тесто приготовлено в Эрец-Исраэль и перед шабатомхала от него не отделена, в шабат выпечку из него есть нельзя, а халу следует отделить после шабата.

Этот закон действителен и для йом тов, если тесто замешено еще в будни. Если же тесто замешено в праздник, халу от него отделяют в тот же день (даже в Эрец-Исраэль), но сжигают отделенное — на исходе йом тов (см. п. 4).

4. Как отделяют халу?

Кусок теста, отделяемый в качестве халы, должен равняться приблизительно половине яйца.

В случаях, когда полагается произнести благословение (см. п. 2), говорят следующее:

בָּרוּ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶ הָעוֹלָם
אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ וְצִוָּנוּ לְהַפְרִישׁ חַלָּה.

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а‑олам ашер кидшану бе‑мицвотав

ве‑цивану леафриш хала

Благословен Ты, Г‑сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам отделять халу.

Затем говорят: «Пусть это станет хала» — и, отделив халу, сжигают ее или, тщательно завернув, кладут в мусорное ведро.

5. Соединение нескольких порций теста

При наличии нескольких порций теста (или выпеченных мучных изделий) одного вида, количество муки в которых достигает объема, нужного для отделения халы, только в сумме, их надо объединить. Для этого все порции (или все изделия — см. п. 3) кладут в одну емкость или, скажем, на скатерть, прикрыв этой же скатертью, и отделяют халу, произнеся благословение.

В такой же ситуации, когда порции теста или изделия, количество муки в которых по отдельности не достигает объема, требуемого для отделения халы, состоят из разных видов теста, надо посоветоваться с раввином.

6. Хала упала в тесто

Если после отделения хала упала в тесто и смешалась с ним, необходимо обратиться за советом к раввину.



· Некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более.

· Напоминаем: некоторые произносят благословение на отделение халы от теста из 1,666 кг муки и более (см. сноску к п. А).


Толдот.Ру по-немецки!

Редакция Толдот

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

История еврейского народа. 108: Евреи Германии в эпоху Просвещения

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха

Заповедь «Помни, что сделал тебе Амалек»

Рав Ицхак Зильбер

Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Раби Йозельман Иш Росхайм

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...