Темы: Молитва Амида, Рав Ицхак Зильбер, 10 дней раскаяния, Еврейская молитва, Фонд наследия рава Ицхака Зильбера
В молитве Амида, начиная с арвита Рош а-Шана и до Йом Кипура, включая дни между ними, которые называются «десять дней раскаяния», в первое, второе, в предпоследнее и последнее благословения Амиды добавляют несколько вставок, как написано в молитвенниках:
В первом благословении: «И вспомни нас, чтобы мы жили, Царь, желающий жизни, и запиши нас в книгу жизни ради Тебя, Б-г живой».
Во втором: «Кто подобен Тебе, Отец милосердный, помнящий создания свои, чтобы они жили, с милосердием».
В предпоследнем: «И запиши на хорошую жизнь…»
В последнем: «В книге жизни, благословления, мира и заработка будем упомянуты и записаны…»
Я долго мучился, не понимал, что значит — «ради Тебя»? — «И вспомни нас, чтобы мы жили, Царь, желающий жизни, и запиши нас в книгу жизни ради Тебя, Б-г…»
Мы просим о своей жизни, для себя. Разве не так?
Я понял это, только когда приехал в Израиль в 1972 году, и нужно было купить квартиру. В России я старался не одалживать денег, так как не знал, как отдать, а тут пришлось. Пришлось взять ссуду в банке и еще занять у многих людей, я должен был в 30 частных касс.
Наступает Рош а-шана, мы молимся не только за себя, но и за всех евреев. Как я молюсь за других, другие молятся за меня. Я думаю так: я должен людям деньги, что они будут желать мне в молитве? Чтобы я долго жил, чтобы был здоров, смог заработать деньги и отдать им долги.
Наступает месяц элуль. Последний месяц в году, если говорить образно, паспорт был выписан на год в прошлый Рош а-шана, и срок его действия заканчивается. В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить.
Мы делаем тшуву, раскаиваемся в плохих делах перед Богом, обещаем сделать много добрых дел, тех, что не успели сделать в прошлом году — «вернуть долги», а если мы умрем, как мы сможем отдать долг? Ради Тебя, Бог, запиши нас в книгу жизни! Я прошу дать мне жизнь, чтобы я успел исправить, вернуть долги, перед Тобой совершить добрые дела.
«Вспомни нас, чтобы мы жили»… Но если Бог посмотрел на наши дела, все! не за что давать ему жизнь, поэтому дальше мы говорим: «Кто подобен Тебе, Отец милосердный, помнящий создания твои, чтобы они жили, с милосердием».
Кто еще, как ты, Отец милосердия, который может вспомнить свои творения и дать им жизнь не по закону, а по милосердию — дать то, что нам не полагается.
В конце молитвы мы просим записать нас уже не просто на «жизнь», а на «хорошую жизнь».
У Раши есть очень глубокий комментарий на молитву Амида Рош а-шана, я приведу очень сжато:
В первом благословении мы говорим: «Ты — Бог Великий, Могучий и Грозный… помнишь милосердие» … «вспомни нас на жизнь».
Бог проверял, смотрел, — нет основания дать ему жизнь.
Тогда мы просим по-другому и во втором благословении говорим: «Кто подобен Тебе, Отец милосердный, помнящий создания свои, чтобы они жили, с милосердием»: по закону не положено, только из милосердия можно получить жизнь.
Но если и это невозможно, почему мы так испортились, что даже из милосердия нельзя дать жизнь?
Очевидно, мы попали в такую среду, где все смеются над верующими, никто ничего не знает. Люди распустились и не верят в Бога.
Поэтому мы просим в молитве дальше: «Сделай так, чтобы Тебя боялись все Твои творения», и «все будут бояться Тебя и объединятся, чтобы выполнять Твою волю от всего сердца» — «власть в твоих руках», «отдай почет своему народу, славу тем, кто Тебя боится и хорошую надежду всем, кто Тебя ищет».
Ведь я помню, как часто смеялись над верующими, но настанет время, когда их будут хвалить. И чтобы «мог открыть рот тот, кто надеется на Тебя»!
И ведь Ты нам обещал, что придет время, и Бог будет царем всего мира — придет Машиах и все признают власть Бога. Почему так долго, Ты же обещал!?
«Ибо Ты — Бог истины, и Твое слово — истина, и существует на веки».
Когда это выполнится, мы исправимся и заслужим жизнь не только из милосердия, но и по закону!
Поэтому в конце молитвы мы уже просим не просто «жизнь», а «хорошую жизнь».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»