Из цикла «Еврейский дом», темы: Любовь, Муж и Жена, Еврейский дом, Рав Симха Коэн, Эгоизм, Альтруизм
Греческий философ Аристотель исследовал известное явление: почему, когда человек дает что-то другому человеку, он любит получающего больше, чем тот любит дающего? Ведь логично было бы предположить, что принимающий должен любить дающего больше, чем дающий принимающего, так как он получил нечто, а от дающего что-то убыло?
Кроме того, возникает вопрос: почему дающий получает удовольствие от даяния больше, чем получающий от получения? Это явление наиболее отчетливо проявляется в отношениях между родителями и детьми.
На данный вопрос есть множество ответов. Вот некоторые из них:
Другими словами, при поверхностном взгляде на связь между любовью и даянием кажется, что когда любят кого-то, то удовлетворяют его потребности и дают ему желаемое. Это верно, но здесь есть нечто большее: любовь приходит и возрастает вследствие даяния: именно у дающего возникает и развивается любовь по отношению к получающему. Поскольку человек любит себя, он любит то, что есть в другом человеке от него. Это значит, что, прежде всего, он любит в другом полученную тем часть дающего. И чем больше получатель имеет от дающего, тем сильнее будет любовь дающего к получателю. Это, на самом деле, вполне эгоистическая любовь, но эгоизм в этом случае положительный.
Отсюда в большой мере проистекает любовь родителей к своим детям и любовь членов семьи друг к другу. Такой процесс может происходить не только по отношению к людям, но даже по отношению к неодушевленным предметам: у крестьянина, который любит плоды, выращенные своими руками, или у строителя, который любит дом, в который он вложил свои силы, энергию и старание.
Всегда ли дающий получает удовольствие от даяния?
В любой ли ситуации он любит получателя?
В любом ли случае получатель стесняется принимать?
Если мы поразмыслим над процессами принятия и даяния, мы увидим, что иногда результат полностью противоположен. Мы обнаружим случаи, когда именно даяние ввергает дающего в депрессию и причиняет ему душевное страдание, а принятие может стать источником удовольствия. Ибо все сказанное выше об удовольствии, которое дающий получает от даяния, верно только в том случае, если он дает добровольно и доброхотно. Именно тогда даяние является выражением его величия, силы и возможности.
Но когда человека обязывают давать, принужденное даяние выражает его слабость, никчемность и отсутствие контроля за ситуацией с его стороны, — ведь ему не оставляют права на собственное мнение и на принятие решения относительно вещей, которые ему, на первый взгляд, принадлежат: его тела, личности и имущества.
Данное явление можно заметить у многих людей, который игнорируют просьбу супруга о помощи, но спешат помочь родственнику или соседу, обратившемуся к ним с какой-либо просьбой. Это происходит потому, что помощь супругу воспринимается как обязанность, или даже как обуза, и поэтому его просьба не стимулирует к действию, в то время как соседу помогают добровольно (и такая помощь даже приносит немного уважения), что является стимулом для того, чтобы откликнуться на его просьбу.
Из книги «Еврейский дом»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»