Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Третья глава книги "Распад над бездной"

 

 

КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ

 

Жертвы призваны духовно очистить. Жертвоприношения животных были неотъемлемой частью службы в Храме. Если человек по ошибке совершал промах и сожалел об этом, – он приносил в Храм, наряду с раскаянием, жертвенное животное и очищался от греха.

Однако существует особая жертва - "СЭИР А-МИШТАЛЭАХ" - "козёл отпущения", приносимая в день Искупления всем еврейским народом. В ней скрывается потенциал гораздо больший. Правила, относящиеся к «сеиру», подобны, в какой-то степени, законам «обычного» жертвоприношения, но превосходят их в том, что очищают даже тогда, когда грешник не раскаялся.

Более того, все другие жертвы искупают грех, сделанный по ошибке, тогда как «Сеир к Азазелю» - «козёл отпущения» искупает даже преступление, совершённое нарочно, с полным сознанием греха.

Все другие жертвы забиваются путём надреза на шее животного, причём кровью их окропляется жертвенник, и на нём же воскуряются внутренние органы.

Сеир же не забивается, - его сталкивают с горы и он катится до тех пор, пока не распадётся на части требуха.

Необычность искупления, производимого «козлом отпущения», требует разъяснения. Вот что говорит Писание [1] :

«И понесёт Сеир на себе все их прегрешения в опустошённую страну…»

Комментарий: "Сэир" - это Эсав, сын Ицхака, родившийся «саир» - «косматым». Такое прозвище дано ему из-за обилия волос на всём теле, а также по месту обитания – горе Сеир.

Написанное следует понимать так: придёт Эсав и возьмёт «все их прегрешения».

Слово «авоноттам» – "их прегрешения" можно прочесть раздельно: «авонот Там» - «прегрешения Простодушного» [2] – то есть Якова, который в Торе так и зовётся [3] : «человек простодушный, обитающий в шатрах»

Кли Якар конкретизирует комментарий.

Сбивающий с пути других людей навеки привязан к их преступлению.

Народ Израиля, - говорят Мудрецы, - по природе своей простодушен в служении Всевышнему и чист от какого бы то ни было греха. Эсав же из поколения в поколение старается склонить потомков Простодушного к совершению преступлений. Взяв на себя инициативу в этом бесчестном деле, Эсав принимает на себя и ответственность перед Законом

«И понесёт Сеир..» – он тащит на себе ярмо расплаты, как за грех «по ошибке», так и за «злонамеренный» грех.

Прегрешения Простодушного вызваны влиянием Сеира, или Эсава, или Эдома. Все эти имена - обобщающие названия народов мира. [4]

 

ЭСАВ НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Вредное влияние Эсава на Якова прослеживается на протяжении всей истории. С незапамятных времён это влияние - непосредственная причина духовного падения сыновей Израиля.

Евреи бы никогда не стали поклоняться идолам, если б не дурной пример народов, объединённых именем «Эсав».

В эпоху Второго Храма Эдом-Эсав вторгся в Землю Израиля, пренебрегая заповеданными ему семью заповедями Ноаха.

В результате наказание было двойным: за его собственный грех, и за грех Народа Израиля.

Да, и у еврея есть выбор. Он вполне может остаться на высоте, и не стать соучастником преступления. Потому и наказывается - за подчинение духовному влиянию Эсава. Эти наказания перечислены в соответствующем разделе Торы. Но и совратитель не освобождается от ответственности, хотя бы за то, что являлся негодной моделью для подражания.

Духовный распад в еврейском народе, развившийся в течение последних двухсот лет, тоже был спровоцирован потомками Эсава.

Двести лет назад даже простолюдины строго исполняли заповеди. Суббота соблюдалась с гордостью в среде еврейского народа, где бы он не обитал. Сегодня же, соблюдение мицвот не является всеобщим достоянием. Обвиняющий перст направлен, кроме самих евреев, и на Эсава, приложившего так много усилий, чтобы привлечь их к своему образу жизни.

Эсаву, имеющему долю в грехах, придётся подсчитывать и свою часть ущерба. Он виновен в том, что «во всех поколениях восстаёт на нас, чтобы погубить». Он – наш вечный соперник, неудержимо проникающий во все трещиниы и проломы, пытаясь привести народ Израиля к духовному и физическому распаду.

Один "маленький" пример: в Америке, стране «свободы», евреев обязали послать детей в «общие» школы. Это был один из первых шагов на пути к полной ассимиляции. В этих школах еврейских детей прежде всего научили мыслить в категориях «универсальных», проложив дорогу смешанным бракам.

И это было как раз то, чего добивается современный Эсав, нарядившись в одежды «прогрессизма».

Как же предотвратить влияние Эсава? Что может служить лекарством?

Ответ: полная отделённость. Сеир, козёл отпущения, не воскуряется на жертвеннике. Он не «приближается», но удаляется в незаселённое место. В безжизненную пустыню. Там ему уготован полный распад. Исправления ему нет, но только разрушение.

 

РАЗНОСТЬ ЗАДАЧ

 

Яков и Эсав не могут жить в одном сообществе.

Запрет смешиваться с другими народами дан намёком в заповеди «Шеатнэз» [5] . Шерсть, сама по себе, – чиста, её использование не вызывает ни малейшего опасения. Лён в «чистом» виде разрешён к употреблению. Тора запрещает только их объединение: лён и шерсть вместе.

Чтобы предотвратить нарушение, даже новую одежду отдают для специальной проверки «на шеатнэз». Пусть портной вполне искренне уверяет, что опасения напрасны, опыт показывает: смешение шерсти и льна может оказаться даже в отдельных нитках ткани.

Строгость запрета "шеатнэз" подобна всем запретам Торы.

Запрещение «не одевай одежду из смеси шерсти и льна» имеет статус непререкаемого Закона - Хок. Его исполнение не требует постижения человеческим разумом.

Мидраш [6] связывает происхождения шеатнэза с Каином и Эвелем. Оба принесли жертву Всевышнему. Каин пожертвовал из плодов земли: фрукты, овощи, а также лён. Эвель же вознёс первенцов скота, и в дополнение к ним – шерсть.

Каин убил Эвеля, а Тора предостерегает нас от смешения двух видов жертвоприношений: шерсти и льна.

Отсюда же мы учим: не следует находиться в обществе того, кто замешан в убийстве.

Нам не предписано отстраняться от символа Каина – льна. Коаним – служители Б-га, одевают именно льняную одежду. Но существует Приказ избегать смешения.

И у Каина есть место в этом мире. Каин стремился приблизиться к Создателю. У него просто не получилось. Неудача навеки запечатлена на нём «каиновой печатью» убийства.

Мы не отвергаем другие народы. Каждый занимает естественное для него место, мы не враги им. Но, вместе с тем, на нас лежит обязанность отделиться.

Рассказывают об одном уважаемом раве, посетившем Эрец Исроэль. Многие из его учеников вышли навстречу, выразить уважение и сопровождать в пути. В завязавшейся беседе рав говорил о величии человека, созданного по образу и подобию Б-га. Пока ученики напрягали слух, чтобы не пропустить ни слова, появился полицейский с суровым выражением лица. Служивый накричал на собравшихся и велел разойтись.

И тогда рав обратился к ученикам со следующими полушутливыми словами: «Посмотрите, мы хотим сделать из него (полицейского) возвышенное существо, а он нам не позволяет!»

Всё, что создано по образу Всевышнего, имеет свою непревзойдённую ценность в каждом из миров. И народы, населяющие землю, в том числе. Но именно потому, что последние склонны преследовать евреев, мешать изучению Торы, от них следует отдалиться.

 

ОГРАНИЧЕННОСТЬ "УДОБНЫХ" ОБЪЯСНЕНИЙ

 

Ограничениям, налагаемых Торой, есть немало объяснений. Вот некоторые из них.

Мясо запрещённых животных приводит к различным заболеваниям. Те, кто питается всякого рода устрицами и улитками, подвержен тяжёлой напасти под названием «улиточная болезнь»

Среди жителей Египта, поедающих молюсков в больших количествах, эта болезнь была распространена очень широко. Когда евреи находились в Египте, они отказывались употреблять в пищу этот опасный «деликатес».

То же самое относится к свинине, поедание которой способствует желудочным инфекциям. Рамбам приводит другие объяснения этого запрета. И всё же до конца понять истинную подоплёку запретов, которые Тора определяет, как «хок», нам не дано.

В отношение законов о воровстве сказано [7] : «Если украдёт человек быка или овцу… пять голов крупного рогатого скота заплатит за быка, и четыре мелкого скота – за овцу…»

Причину такой разницы в ответственности за кражу различных видов домашнего скота раби Йоханан бен Закай объясняет тем, что Всевышний заботится о достоинстве своих творений. Укравшему овцу учитывается стыд, испытанный при переносе скотины на плечах, потому и платит за овцу меньше, чем если бы украл быка.

В другом же случае вор платит вдвое. И это за то, что вёл себя так, словно «нет Всевидящего Ока».

И всё же во всех этих законах, даже после приведённых объяснений, остаётся глубина, не доступная человеческому разуму. Также, как ребёнок не способен осмыслить политические шаги руководителя страны, так, из-за ограниченной способности постижения и сверхсложной многогранности понятий, невозможно до конца постичь истинную подоплёку заповедей.

Заповедь обрезания совершается, когда младенцу исполняется восемь дней. Казалось бы, почему бы не подождать, пока ребёнок не научится сознавать происходящее, и не сделает то же самое по доброй воле?

На это отвечает Рамбам. Если мы станем ждать «подходящего часа», то может случиться, что на праздничную трапезу соберутся все приглашённые, но будет отсутствовать лишь один – сам виновник торжества.

Выросший необрезанным, юноша может оказаться далеко от исполнения заповедей.

Это объяснение, конечно, не единственное. В книге «Наставник растерянных» – «Морэ невухим», Рамбам приводит дополнительные причины. Но вот что важно знать.

Все приведённые доводы соответствуют написанному [8] :. «Ибо это - ваша Мудрость и Понимание в глазах народов». Эти объяснения ориентированы на вопрошателей из народов мира, поскольку именно они пытаются объяснить всё лишь с точки зрения человеческой логики [9] .

В действительности цель пищевых запретов вовсе не ограничивается заботой о здоровье. Их роль в жизни человека гораздо шире.

Одно из главных их назначений – отдаление от жизненного уклада других народов. В главе «Кдошим» [10] эти две темы тесно переплетены: «Я Б-г…который отделил вас от народов», и сразу вслед за этим: «и отделите вы чистый скот от нечистого».

Народ Израиля отличается от других народов ещё и тем, что употребляет в пищу. Это различие создаёт перегородку между тем и другими. «Остерегайтесь их каравая из-за их дочерей», - сказали Мудрецы. В самом деле, запрет касается лишь «домашней» выпечки хлеба, но не «фабричной». Именно «домашний» хлеб создаёт ситуацию, когда еврей может присоединиться к трапезе в доме нееврея.

Есть в общественном месте также не запрещено. (Только бы сама еда была кашерной!) Но в частном нееврейском доме еврею "угощаться" нельзя. Нет ситуации благоприятней для сближения, чем домашняя «задушевная» трапеза. "Свободный» обмен мнениями приводит, в конечном итоге, к смешанным бракам.

Даже с неевреями, стоящими на высокой этической и интеллектуальной ступени, – праведниками народов мира - мы не имеем право сближаться.

Дело в том, что и среди них Святое Присутствие Всевышнего – Шхина не находит себе пристанища. Даже в этом, последнем, случае, на нас лежит обязанность создать разделяющий полог.

 

 

ПОЧЕМУ ШЕХИНА НЕ ПРОСТЁРЛА КРЫЛЬЯ НАД ВТОРЫМ ХРАМОМ?

 

Ноах благословил сыновей Шема и Яфета так. Яфету сказал [11] : «Распространит Всемогущий Яфета, но будет обитать в шатрах Шема…» Другими словами, от Яфета произойдут царства, потомство его воздвигнет мощнейшие империи, но Б-жественное Присутствие – Шехина - будет обитать только «в шатрах Шема»… Для последнего есть одно непременное условие: полная отделённость. Достаточно Яфету привязаться к Шему, Шехина немедлено исчезнет. Так это объясняется в Гемаре, в трактате «Йома» [12] .

Во Втором Храме, Шехина уже не присутствовала в столь явной форме, как это было в Первом. Принято считать, что тому причиной было «оскудение поколений», то есть понижение общего духовного уровня.

Мудрецы пользуются термином еридат дорот - «оскудение поколений», чтобы подчеркнуть разрыв между ними. «Ноготок первых (поколений) предпочтительней «желудка» последних» [13] Связь ногтя, маленькой нечуствительной частички с телом весьма неустойчива, тогда как пищеварительная система – неотъемлемая часть человеческого организма.

По словам раби Йоханана, даже самые «сухие», нечувствительные к духовности евреи во эпоху Первого Храма, превосходили по уровню самых возвышенных и «влажных» во времена Второго Храма. Бесспорно, во Втором Храме произошло снижение духовности, или, выражаясь фигурально, – «прободение желудка». И всё же, не это стало причиной отсутствия Шехины.

Гемара объясняет всё гораздо проще. Причина заключалась в Кореше – властителе Персии, потомке Яфета, доля которого в строительстве Второго Храма была слишком заметной. Это с его согласия началось восстановление. Это он прислал множество материалов и средств для нужд строительства.

И при том, при всём, сотрудничество это оказало «медвежью» услугу народу Израиля. Именно оно стало препятствием на пути Шехины. Яфету всегда сопутствует удача. Но удача кончается там, где речь заходит о святости. Только Шем удостаивается высшей духовной ступени. А всё потому, что свою «карьеру» он начал с благого дела – заповеди уважения к отцу, когда укрыл его, пьяного, покрывалом. Ноах установил будущее сыновей в соответствии с поведением в этой щекотливой ситуации. Жребий же Хама, выпавшего из этого, в общем-то положительного, ряда: «и будет Кнаан [14] раб им»

В потомстве Хама никогда не было выдающихся открывателей, равно как и известных учёных. От Яфета ведут начало важнейшие, развитые царства. Ахашверош и Кореш также его потомки.

Жители самых освоенных земель: Европы, Америки и Западной Азии (Россия) соотносятся с Яфетом. Яфет "прилепился" к делу Шема. Но не он изобрёл идею. Но даже тот, кто лишь приобщился к праведному делу, достоин благословения.

Шехина же будет обитать только в «шатрах» Шема, ибо только в нём заключены умение выявить цель и воля к осуществлению.

 

СВЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

РаМХаЛь [15] в книге «Дерех Ашем» («Путь Б-га») пишет, что на заре существования мира все пути были открыты. Всем вступающим на арену истории предоставлялась возможность принадлежать к избранному народу. Поколения сменялись, настал черёд поколения Ноаха, а выбор всё ещё не был сделан.

И только поступок Шема перевесил чашу весов, выделив его среди других. Одновременно с этим, две трети из населявших мир утратили свой шанс. От Шема ведёт начало множество народов: Мидьян, Сурия, Амон и Моав. Десять поколений протянулись от Шема до Авраама. Из всех потомков Шема только Авраам без колебаний выбрал путь беззаветного служения Творцу Вселенной. Диапазон избрания сузился до предела. Теперь речь могла идти только семье Авраама. Но отсев продолжался.

Ишмаэль был отстранён из-за своих неблаговидных поступков, а из потомства Ицхака остался лишь Яков, как сказано [16] : «И установил для Якова Закон, для Израиля Завет…»

Б-г предоставил возможность стать «избранным» всему человечеству, но только один народ использовал эту возможность. Условием для обитания Шехины среди этого народа является абсолютная духовная чистота. Без малейшей примеси.

Шехина обитала в Первом Храме, ибо не было в нём доли других народов. В строительстве Второго Храма народы принимали деятельное участие, и эта "доброхотная" услуга обошлась Израилю дорогой ценой.

Основа понимания еврейской истории заключена в короткой фразе: «И отделю вас от народов – быть Мне» [17]

Предназначение Народа Израиля – осознанная отделённость в среде других народов. Добровольная отстранённость от всех – вот условие, чтобы оставаться Народом Б-га.

Соблюдение мицвот – это ещё не всё. Во Втором Храме рьяно служили Всевышнему, и всё же Шехина в полной мере не обитала там.

Жизненная необходимость для еврейского народа быть отделённым – ключ для понимания той неимоверной по тяжести цены, которую повлекло за собой (культурное и физическое) смешение в Эпоху Катастрофы.

 


[1] Ваикра,16,22

[2] Такой способ комме н тария (драш) не делается произвольно, но подчиняается строгим правилам (прим. пер.)

[3] Берейшит,25,27

[4] К ним не относятся арабы, потомки Ишмаэля.

[5] Запрет использования смешения шерсти и льна.

[6] «Пиркей де Раби Элиэзер»

[7] Шмот,21,37

[8] Дварим,4,6

[9] Сфорно

[10] Ваикра,20,24

[11] Берешит,9,27

[12] Йома,

[13]

[14] Кнаан – один из сыновей Хама. Мудрецы говорят, что именно Кнаан по наущению своего отца, оскопил Ноаха, дабы не появилось дополнительных претендентов на «раздел» мира.

[15] Раби Моше Хаим Луццато

[16] Теилим,105,10

[17] Ваикра,20,26


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше