Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Надо сделать всё возможное, чтобы помочь далеким от Творца евреям. Параллели между духовными и обычными военными кампаниями.

ДОВЕРЬСЯ БОГУ, ТВОЕМУ ГОСПОДУ (Дварим, 18:13)

Хафец Хаим говорил: «Тора обязывает нас всецело доверять Богу, но не людям. Надо быть внимательным, чтобы тебя не обманули» (Хафец Хаим аль аТора, к этому стиху).

Он посвятил жизнь распространению братской любви, запрету плохо говорить о других и заповеди судить людей благосклонно. Любил людей, но не был наивным, хорошо знал мир и человеческие недостатки.

Много раз предупреждал учеников, что, вступая в деловые отношения, следует зафиксировать все до мельчайших деталей. Самый честный человек может что-то забыть. Публикуя свои книги, Хафец Хаим записывал все указания типографии, прежде чем начиналась работа: качество бумаги, тип печати и т.д. Именно из любви к людям все отмечал, чтобы потом не возникло никаких споров. Мы должны учиться этому. Тот, кто не делает это, пожалеет[1].

ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, И ХОДИ ПО ЕГО ПУТЯМ ВСЕ ДНИ (Дварим, 19:9)

Хафец Хаим отмечает, что Тора подчеркивает: мы должны ходить по путям Бога все дни. Мудрецы объясняют: это значит, что мы должны постоянно подражать Ему, делая добрые дела и сочувствуя другим людям. Тора обязывает делать хесед ежедневно. Каждый день мы должны искать возможность сделать кому-нибудь добро (Аѓават хесед).

И ПУСТЬ ЕЩЕ ГОВОРЯТ ИСПОЛНИТЕЛИ С НАРОДОМ И СКАЖУТ: КТО БОЯЗЛИВ И РОБОК СЕРДЦЕМ, ЧТОБЫ ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ И НЕ СДЕЛАЛ СЕРДЦА БРАТЬЕВ РОБКИМИ, КАК ЕГО СЕРДЦЕ (Дварим, 20:8).

Тора рассказывает, что до выхода евреев на войну (милхемет ршут) некоторые возвращались домой: те, кто построил новый дом, но еще не жил в нем; кто посадил виноградник, но не вкусил его плодов; кто обручился, но еще не начал жить с женой. В стихе 8 упомянута и четвертая категория людей: тем, кто боится и робок сердцем, следует вернуться домой.

Раби Йоси аГлили (Раши, ссылаясь на Сота) объясняет, что ради них и отсылают домой первые три категории. Кто покинет ряды из-за своих грехов[2], будет полон стыда. Но если вернутся домой и другие, люди не будут знать, почему возвращается каждый из них.

Это поразительно. Большое число воинов отправляют во время войны домой только, чтобы спасти грешников от стыда. Отсюда следует: мы обязаны делать все, что в наших силах, чтобы избавить людей от стыда.


[1] Слышал от рава Йосефа Дов Соловейчика, главы ешивы «Бриск» в Иерусалиме.

[2] Боится смерти тот, кто чувствует за собой вину и ожидает наказания свыше.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»