Из цикла «Ам Исраэль хай», темы: История еврейского народа, Берл Вайн, Споры, Ам Исраэль хай, Амулеты
Но главную битву рава Яков Эмден вел против одного из величайших раввинов и ученых своего времени, рава Ионатана Эйбишица. Крупный комментатор Талмуда и сводов еврейского закона, рав Йонатан был знаменит своей мудростью и знанием Торы. В 1711 году он переехал в Мец, в провинции Эльзаса, а через десять лет стал раввином родного города рава Якова Эмдена, вокруг которого объединялись три общины: Альтоны, Гамбурга и Вандсбека (акроним Аху).
Рав Йонатан был известен не только интеллектуальными достижениями, но и активностью в кабале. Особенно тем, что раздавал амулеты, которые хотели получить очень многие. Эта деятельность вызвала гнев рава Якова Эмдена. В 1751 году он нашел амулет, который приписывали раву Йонатану, и обнаружил там то, что посчитал хвалебным отзывом об изменнике веры, лжемессии Шабтае Цви. Рав Яков тут же призвал исключить из общины автора амулета, не называя, однако, имени рава Эйбишица. Еврейская общика Альтоны раскололась, защищая и осуждая своего раввина. Но лидеры общины выступили в поддержку рава Йонатана, закрыли синагогу и печатный станок рава Якова и вынудили его начать оборону.
Рав Йонатан привлек на свою сторону учеников и коллег. Его защищали такие выдающиеся люди как рав Йехезкель Ландау (автор Нода бейегуда) из Праги, и раби Элияу, Гаон из Вильны. Но рав Яков Эмден продолжал нападать и на свою сторону привлек раввинов Франкфурта на Майне и Эльзаса. Однако его заставили покинуть его дом в Альтоне, и он переселился в Амстердам. Сражение между ними было таким яростным и публичным, что привлекло внимание императора Фридриха из Дании, в юрисдикции которого находился город Альтона. Император «решил»1, что обвинения рава Якова справедливы, и снял рава Йонатана с его поста. Но дело снова представили перед императором, в 1756 году рав Ионатан вернулся на свой пост, и диспут завершился.
Традиционные евреи наблюдали трагический спор с печальным пониманием. Невиновность раби Эйбишица была установлена2, его великие работы по Талмуду и еврейскому закону изучают и высоко ценят до сих пор. И раву Якову Эмдену простили яростную полемику. Его значительные труды, респонсы3 в разных сферах закона, комментарии к молитвам, заметки к Талмуду, вызывали восхищение современников и потомков. Всю жизнь он страдал от болезней и боли, а трагедия смерти его близких родственников не преставала терзать его душу. Он и рав Ионатан, оба искали истину и боролись за нее со всей силой своих талантов. Оба старались восстановить народ Израиля после паралича Шабтая Цви. Оба были героями и жертвами своего времени и предшествующих исторических событий.
Один из великих людей в еврейском мире писал через 175 лет после их спора: «Если бы этот спор остался внутри руководства еврейского народа, несомненно, оба великих противника разрешили бы его сами. Но, к сожалению, в это вмешались посторонние группы и раздули его».
Рав Яков Эмден умер в 1776 году в пятницу, и в течение нескольких часов был похоронен на еврейском кладбище в Гамбурге. Его надо было похоронить быстро, до наступления субботы, поэтому его положили в уже отрытую могилу недалеко от места последнего покоя рава Ионатана Эйбишица. Те, кто казались столь разделенными в течение жизни, объединились посмертно в бессмертии.5 Но борьба по поводу лжемессии не закончилась.
1 Ходили слухи о том, что на решение императора повлияла крупная взятка и другие влияния.
2 Предрасположенность против всех традиционных раввинов и раввинистической мысли у таких светских ученых как Грец, а в более позднее время Гершома Шолема, очевидна в их обвинениях рава Йонатана в том, что он был скрытым сторонником Шабтая Цви, хотя все известные источники говорят обратное.
3 Респонса — законодательный ответ.
4 Есть хасидская традиция, согласно которой в последние моменты жизни рав Яков приветствовал явившееся ему видение рава Йонатана, умершего в 1764 году. Исходя из этого, рав Йехезкель Ландау (в Нода беЙегуда), который был в Альтоне в то время, заключил, что рава Якова можно хоронить в одном ряду с равом Йонатаном, хотя это противоречило местному обычаю, основанному на соответствующей проповеди рава Йегуды аХасида о похоронах «врагов». Цунц, Гдулат Йонатан, Израиль 1968.
С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти