Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Моше, Экев, Дарование Торы, Скрижали Завета, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Вот что говорится о Вторых Скрижалях в мидраше Шмот раба 47: «Раби Берахья от имени раби Шмуэля бар Нахмани говорит: “Скрижали имели шесть тефахов (ладоней) в длину и шесть тефахов в ширину. Моше-рабейну держал два тефаха, Святой, благословен Он — два тефаха, и два тефаха остались посредине, и оттуда происходят лучи славы, исходящие от Моше”».
Мудрецы имели в виду, что эти Скрижали обладали тремя различными свойствами. Первое — природное, связанное с тем, что материал для них был найден в природе, взят из физического мира. Второе — искусственное, состоящее в том, что на них было изображение, созданное специально, а не появившееся само собой. И третье — Б-жественное, определяющееся написанными на них Б-жественными словами. И нет сомнений, что каждое из этих свойств подразделяется еще на два. Поскольку они — природное проявление, они могут быть подразделены на материю и на ее структуру. Будучи искусственными, они подразумевают специальный выбор материала и определенный размер и форму изображения. А в качестве Б-жественных они подразумевают материал, в котором выполнен текст, и смысл самого текста, как очевидный, так и тайный, умопостигаемый. Таким образом, Скрижали обладали шестью особыми свойствами, которые мудрецы назвали тефахами, поскольку это слово Писание иногда употребляет там, где речь идет о деянии рук. «И Его десница установила Небеса…», «…о которых я заботилась и которых выращивала…», — везде употреблено это слово и везде речь идет о чем-то, произведенном или сделанном.
Два тефаха, связанных с искусственным происхождением, то есть, с выбором материала и с наложением на него сознательно задуманного изображения, держал Моше-рабейну. Ведь именно он изготовил Скрижали, согласно сказанному: «Вытеши себе две каменных Скрижали…» Два Б-жественных свойства текста Скрижалей держал Б-г, согласно сказанному: «И Я напишу на Скрижалях…» И из шести свойств остались свободными лишь два, созданных природой согласно замыслу Творца, такие же, как и у других каменных плит. Поэтому Мидраш и говорит, что свободными остались
два тефаха «в середине», то есть, не искусственные и не чудесные, а естественные. Ведь несмотря на то, что все в мире есть создание Б-га благословенного, поскольку Он — Творец всего, все же эти Скрижали не возникли сами собой, чудесным образом, а были взяты из материального мира.
Фраза о том, что их длина была равна их ширине, завершает символическое описание. Она означает, что, с какой стороны ни подойти к Скрижалям, в них все равно обнаружатся именно эти шесть свойств. А фраза о том, что эти два свойства послужили источником «лучей славы», означает вот что. Моше-рабейну был компаньоном Б-га в изготовлении Скрижалей, настолько равноправным, что мудрецы сказали даже, что Моше сделал половину, и Б-г — половину, как будто они договорились между собой, как договариваются два товарища: «Ты сделай это, а я сделаю то». И этот величайшее прославление, оказанное Моше, изменило все его лицо, так что оно стало светиться лучами этой славы.
Господин всех пророков счел правильным назвать сыновей Израиля «сыновьями Б-га», а не каким-то другим словом, указывающим на их близость к Б-гу. Причина этого — в тех пяти смыслах, в которых человек называется именно «сыном» или «отцом».
Первый смысл этого названия в том, что отец создает сына, дает ему жизнь, приводит его в этот мир. Поэтому слово «сын» на Святом языке восходит к слову «строение», поскольку отец именно «строит» сына. Это полностью применимо к Б-гу благословенному, Который по отношению к народу выступает как «строитель». Б-г создал его и сотворил вместе со всем остальным миром, а затем, когда вывел народ Израиля из Египта, придал ему окончательное совершенство.
Второй смысл в том, что отец придает эмбриону форму, а мать поставляет для него материал. Исследователи природы знают, что форма — это вообще характеристика мужского начала, а материал — женского. И Б-г также придал народу Израиля форму, то есть, духовное совершенство, даровав ему Свою Тору.
Третий смысл в том, что отец делает сыну добро, обучая его Торе и воспитывая. Так же поступил Б-г по отношению к народу Израиля: Он дал ему заповедь обрезания, чтобы отдалить его от материальных устремлений, и через пророков обучал его Торе и заповедям. Стих говорит об этом (Йешая 54): «И все Твои сыновья — ученики Г-спода». Кроме того, Б-г приучал евреев к исполнению заповедей, как отец приучает сына.
Четвертый смысл — в том, что отец оставляет сыну имущество. Именно сын, а не прочие родственники, наследует отцу. И Б-г тоже передал народу Израиля Свое имущество и все Свои блага. В этом мире Он даровал евреям Землю Израиля, лучшую из всех земель, «красу всех стран», а в Будущем мире — право наслаждаться сиянием Его славы.
Пятый смысл — это почитание отца и трепет перед ним: «Почитай своего отца и свою мать» (Итро), «Каждый пусть перед своей матерью и своим отцом трепещет» (Кдошим). И народ Израиля также обязан почитать своего Небесного Отца и трепетать перед Ним. Именно в недостатке такого почета и трепета упрекает евреев пророк (Малахи 1): «Если Я отец — где почитание, а если Я — господин, где трепет?» А Моше-рабейну в гимне Аазину, намекая именно на этот аспект отношения сына к отцу, говорит: «Он ведь — Отец твой, обретший тебя! Он же создал тебя и упрочил тебя!»
Таким образом, основываясь на всех этих пяти смыслах сразу, господин всех пророков Моше уподобил Б-га по отношению к сыновьям Израиля отцу, сказав: «Сыновья вы Б-гу, Г-споду вашему». Он имел в виду, что когда человек станет исполнять законы Храма так, как они даны Б-гом, и служить в нем, не поддаваясь никаким соблазнам, сохраняя верность Б-гу, он поистине станет Ему сыном.
с разрешения издательства Швут Ами
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...