Из цикла «Еврейские притчи», темы: Мирьям Каминская, Цдака, Мир Торы, Исправление качеств, Рассказы, Ешива Воложин
Рав Хаим Соловейчик, благословенна память праведника, отправился как-то в Минск для спасения ешивы «Воложин», оказавшейся в больших долгах. Он знал, что в этом городе живут два собирателя пожертвований, отличающиеся глубокими познаниями в Торе, большой богобоязненностью и необыкновенной щедростью.
По прибытии в Минск рав Хаим обратился к одному из них и рассказал о цели своего визита. Несмотря на то, что требующаяся сумма была очень велика, тот обещал заняться этим вопросом и предложил раву Хаиму жить у него до благополучного завершения дела. Рав Соловейчик согласился остаться в Минске и ждать. Все время он проводил за изучением Торы. Прошло две недели. Рав Хаим поинтересовался, как обстоят дела со сбором денег для ешивы «Воложин». Хозяин дома ответил, что половина суммы у него уже есть. Рав Соловейчик поблагодарил его и вернулся к изучению Торы. Когда минул месяц, он вновь осведомился о ходе дела и получил ответ, что теперь собрали всю требующуюся сумму. Обрадовавшись, он отправился в Воложин для погашения долгов ешивы.
Очень скоро оба собирателя пожертвований из Минска предстали перед главой раввинского суда города Воложин. Ответчиком был представивший всю сумму денег, необходимую для выплаты долгов ешивы. Его коллега выдвигал тяжелое обвинение: почему он выплатил все деньги из собственного кармана. Ведь издавна было заведено, что оба являлись верными компаньонами во всем, что касалось исполнения заповедей. И сейчас истец требовал дать ему возможность выплатить половину требующейся ешиве суммы из собственного кармана, чтобы и у него была доля в выполнении важной заповеди.
Когда раву Хаиму Соловейчику рассказали всю эту историю, он спросил щедрого еврея:
— Если у тебя была вся необходимая сумма, то для чего нужно было задерживать меня на целый месяц в твоем доме? Почему не отдать все деньги сразу?
— Разве легко расстаться сразу с такой большой суммой? Мне пришлось много работать над собой, чтобы подавить жадность и жажду наживы, которая живет в сердце каждого человека, для того чтобы дать половину. После этого я продолжил внутреннюю борьбу, пока не убедил себя дать и оставшуюся часть суммы, — ответил он.
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...