Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Почитание родителей, Реувен Пятигорский
Продолжаем разговор о почитании родителей. Мы помним, что такова заповедь Торы: «Почитай своего отца и свою мать, чтобы продлились твои дни на Земле, которую Всевышний дал тебе» (Шмот 20:12); «Каждый да убоится своей матери и своего отца» (Ваикра 19:3).
Мы уже говорили в прошлый раз, что при появления отца или матери дети должны встать. Это не простая формальность, которую выполняют при посторонних. Встают, даже если родители слепы.
Нельзя обижать родителей, даже если вы хозяин в доме, а они стары и слабы. Тем более нельзя стыдить родителей, — даже если они в чем-то ошиблись. Повторяем важное правило, данное в прошлый раз: ваши родители — самые выдающиеся люди на земле!
Мы уже говорили, что заповедь учить Тору важнее заповеди почитать родителей, а поэтому можно уехать учиться, даже если родители против вашего уезда. Но и такой уезд надо обставить со всей мягкостью и вежливостью, на которые способно ваше доброе сердце.
Нельзя будить своих родителей, даже если в противном случае расстроится выгодная сделка. В случае необыкновенно серьезных причин — пусть их разбудят по вашей просьбе другие.
Просьба родителей о том, чтобы вы нарушили запрет Торы, должна быть отклонена в самой мягкой форме. Например, нельзя слушать отца, приказывающего вам не разговаривать с кем-то (по причине их ссоры). Ибо Тора повелевает любить людей!
В свою очередь родители не должны быть жестокими по отношению к своим детям. Иначе им будет трудно исполнять заповедь почитания родителей. Почитайте своих детей, тогда они будут почитать вас.
В трех случаях можно поступать вопреки родительским пожеланиям: переезд в Израиль, переезд в Иерусалим, женитьба (или замужество).
Женщина почитает своих родителей, как и мужчина, но прежде всего уважительно относится к мужу — и только потом к родителям.
После смерти любого из родителей заповедь почитания выражается в чтении по ним Кадиша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»