Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Шмуэль бар Йосеф Алеви (р. Шмуэль Анагид; 4753—4816 /993—1056/ гг.) — глава еврейской общины Андалузии.

Родился в Кордове. Изучал Писание и грамматику святого языка у р. Йеуды Ибн Хаюджа (см.), а Талмуд — у р. Ханоха бар Моше (см.).

В 4773 /1013/ году Кордову опустошили берберы, и евреи были вынуждены бежать из города. Р. Шмуэль нашел убежище в Малаге, портовом городе на юге мусульманской Гренады. Его выдающиеся познания в арабской грамматике и искусство каллиграфии обратили на себя внимание двора — в 4780 /1020/ году р. Шмуэль был назначен писцом халифа; он также исполнял обязанности министра финансов. В 4787 /1027/ году р. Шмуэль становится главным визирем гренадского халифата: в течение тридцати лет он направлял внутреннюю и внешнюю политику государства, выходил впереди армии на войну. За годы его правления власть гренадских халифов распространилась на весь юг Испании.

Его мудрость стала легендарной. Предание рассказывает, что однажды знатный араб оскорбил р. Шмуэля в присутствии самого халифа. Халиф приказал наказать араба за сквернословие, вырвав ему язык. Но р. Шмуэль вместе этого послал своему обидчику богатый подарок, превратив его в своего приверженца. Спустя некоторое время халиф грозно спросил, почему не выполнен его приказ. Р. Шмуэль ответил, что, в соответствии с приказом халифа, он уже вырвал у вельможи его злой язык и вставил вместо него иной, добрый.

Все эти годы р. Шмуэль возглавлял еврейскую общину Гренады — евреи Андалузии называли его почетным именем Анагид (вождь, правитель). Он был также главой ешивы Гренады. Его дом был местом сбора знатоков Торы, там работали и многочисленные писцы, изготовлявшие свитки Торы и Талмуда — эти свитки р. Шмуэль передавал в различные общины диаспоры. На свои средства он строил дома учения и поддерживал еврейские общины по всей Испании, а также в северной Африке и на юге Италии (Раавад, Седер акабала). Он вел постоянную переписку с величайшими мудрецами своей эпохи: р. Айем (см.), гаоном ешивы в Пумбедите, и р. Нисимом бар Яаковом (см.), главой общины г. Кайруана в северной Африке, — р. Шмуэль направлял им свои алахические сочинения и песни.

Р. Шмуэль обладал исключительной работоспособностью и умением сконцентрировать свои мысли: современники свидетельствовали, что он одновременно диктовал нескольким писцам различные сочинения, удерживая в своем сознании целый ряд несвязанных друг с другом тем (Праким бетолдот Исраэль).

Им были созданы комментарии на Талмуд и многочисленные респонсы (тшувот), а также большой алахический трактат Илхета гевурта, на который опирался при составлении своего классического кодекса р. Ицхак Альфаси (Риф, см.), — однако из всех его сочинений полностью сохранился только сборник гимнов и песен; уцелевшие фрагменты из трактата Илхета гевурта были опубликованы в 5722 /1962/ году.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»