Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ашкеназы, Хазанут, Ришоним, Александр Кац, Обычаи
Раби Яаков бар Моше Алеви Мёллин (Маариль 5120–5187 /1360–1427/ гг.) — выдающийся законоучитель, духовный лидер своего поколения.
Родился в Майнце. Изучал Тору у своего отца р. Моше бар Икутиэля, главы общины Майнца. Затем учился в Австрии у р. Меира Сегаля из Вены (Маарама Сегаля; см.) и р. Авраама Клойзнера (Маарака; см.). Основным его наставником в Австрии стал р. Шолом бар Ицхак (Маараш; см.) из Нойштадта, — именно он оказал определяющее влияние на формирование взглядов молодого знатока Торы. Р. Яаков получил от своих учителей почетный титул Морейну (наш наставник), позволяющий быть судьей, а также заключать и расторгать браки.
В течение ряда лет Маариль странствовал по городам Германии, Австрии и северной Италии, изучая обычаи ашкеназских общин, частично уничтоженных и рассеянных погромами 5108 /1348/ года — в период эпидемии «черной смерти». Многие из этих обычаев были сохранены от забвения именно благодаря Маарилю и его ученикам.
Завершив свои странствия, Маариль основал ешиву в г. Майнце — многие из учеников жили прямо у него дома. Среди его учеников были духовные лидеры следующего поколения ашкеназских евреев — р. Яаков Вайль (Маарив; см.), р. Исраэль Исерлин (Маарай; см.), написавший книгу Трумат адешен, и р. Йосеф Колон (Маарик; см.).
Евреи Германии видели в Маариле главу своего поколения, из многих общин обращались к нему с алахическими вопросами. Триста пятьдесят его респонсов (тшувот) собраны в книгу Шеилот утшувот Маариль, которая впервые напечатана в Венеции в 5309 /1549/году.
Многочисленные законодательные решения Маариля, а также обычаи, которых он придерживался, приведены в книге Минъагей Маариль (Обычаи Маариля), составленной по записям его учеников. Маариль придавал особое значение неукоснительному соблюдению народных обычаев и традиций — он учил, что «каждый обычай наших отцов основан на тайных знаниях, в любом из этих обычаев нет ничего незначительного или случайного».
Маариль был выдающимся знатоком двух основных ответвлений ашкеназской традиции. Среди евреев прирейнских городов, Майнца, Шпеера, Вормса, Кельна и Франкфурта, сложился так называемый минъаг Рейнус (рейнские обычаи), а в восточных областях Германии и Австрии — минъаг Ойстрах (австрийские обычаи). С обычаями австрийских общин Маариля познакомили его учителя в Вене; сам же он соблюдал и кодифицировал именно минъаг Рейнус, воспринятый им ещё в родительском доме.
Маариль был прославленным шацем (шац — сокращение от шалиах цибур — ведущий общинную молитву). Соблюдаемые им традиции ведения молитвы, а также многие его мелодии стали общепринятыми среди ашкеназских евреев.
Псаки (алахические решения) и обычаи Маариля определили ашкеназскую трактовку многих законов — большинство его псаков выдающийся кодификатор Рамо (см.) внес в свою книгу Мапа (Скатерть), ставшую интегральной частью кодекса Шульхан Арух.
Маариль скончался в Вормсе — на 21 день месяца элуль 5187 /1427/ года.
С разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»