Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из духовных лидеров сефардской общины Земли Израиля

Раби Эзра бар Ицхак Атья (5647-5730 /1887-1970/ гг.) — один из духовных лидеров сефардской общины Земли Израиля, глава иерусалимской ешивы Порат Йосеф («Росток Йосефа»).

Родился пятнадцатого швата 5647 /1887/ года в сирийском городе Халебе (Алеппо).

В 5659 /1899/ году вместе с семьей переехал в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.

В годы первой мировой войны, скрываясь от призыва в турецкую армию, эмигрировал в Египет. По возвращении в святой город учился в сефардской ешиве Оэль Моэд («Шатер Собрания»).

С начала 5680 /1920/ годов р. Атья стал одним из ведущих преподавателей в новой сефардской ешиве Порат Йосеф, в состав которой влилась и ешива Оэль Моэд.

Здание новой ешивы, строительство которого завершилось в 5683 /1923/ году, было возведено недалеко от Котеля (Стены плача) на деньги состоятельного калькуттского торговца Йосефа Шалома — его имя вошло в название ешивы. Помимо огромного учебного зала, в здании располагалось еще два «малых зала», обширная библиотека, а также пятьдесят жилых комнат для размещения студентов, приехавших из других городов и стран (Везэ шаар ашамаим с.481).

В 5685 /1925/ году, в возрасте тридцати восьми лет, р. Атья возглавил эту ешиву, ставшую вскоре мировым центром талмудического образования сефардских евреев.

Он собирал наиболее талантливых учеников со всего Ближнего Востока. Однажды в ешиву обратился чрезвычайно способный юноша из Багдада, но администрация отказалась его принять, заявив, что не имеет средств на содержание дополнительного студента. Тогда р. Атья потребовал, чтобы недостающие средства ежемесячно вычислялись его жалования. Юноша был зачислен и с годами стал выдающимся знатоком Торы (Маасей авотейну, Браха).

Среди учеников р. Атьи выделялись р. Йеуда Цадка, р. Бен-Цион Аба-Шауль и р. Овадья Йосеф, ставшие духовными лидерами следующего поколения сефардской общины Земли Израиля.

В 5708 /1948/ году, в дни Войны за Независимость, здание ешивы было разрушено арабами, захватившими Старый город Йерушалаима. Большинство рукописей р. Атьи погибло в огне. После победы в Шестидневной войне 5727 /1967/ года здание было восстановлено на прежнем месте (Везэ шаар ашамаим с.481).

Бывший сефарский главный раввин Израиля р. Мордехай Элияу, также бывший учеником р. Атьи, свидетельствует, что в своей жизни не встречал мудреца, подобного его учителю, обладавшему фантастической эрудицией и невероятной свободой оперирования талмудическим материалом.

Р. Эзра Атья умер в Йерушалаиме девятнадцатого ияра 5730 /1970/ года.

 

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»