Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и педагог. Родился в небольшом местечке в Верхней Силезии, на юге Польши.

Раби Арье-Цви Фрумер (5644-5703 /1884-1944/ гг.) — выдающийся законоучитель и педагог.

Родился в небольшом местечке в Верхней Силезии, на юге Польши.

С тринадцати лет занимался в ешиве выдающегося хасидского наставника р. Авраама из Сохачева (Авней Незер), и с течением времени стал одним из его ближайших учеников.

Р. Фрумеру было всего около двадцати лет, когда вышла в свет его первая книга Сиах асаде (Полевой куст), вызвавшая бурную одобрительную реакцию в мире знатоков Торы.

В 5670 /1910/ году двадцатишестилетний р. Фрумер сменил своего наставника во главе ешивы в Сохачеве.

В 5674 /1914/ году, в самом начале первой мировой войны, г. Сохачев, расположенный под Варшавой, был сожжен дотла, и ешива прекратила свое существование. В последующие годы р. Фрумер был раввином и главой ешив в польских городках Заверце и Сосновце.

В 5695 /1935/ году р. Фрумер возглавил ешиву Хохмей Люблин (Мудрецы Люблина), одну из самых авторитетной в Польше, — он сменил на этом посту ее основателя р. Меира Шапиро.

В том же, 5695 /1935/ году, он посетил Землю Израиля, где рассчитывал впоследствии поселиться вместе со своим адмором (хасидским наставником) р. Давидом из Сохачева.

Развивая получившую широкое распространение идею даф йоми (дневной лист Талмуда, изучаемый по всему еврейскому миру), р. Фрумер инициировал аналогичную программу синхронного изучения Мишнымишна йомит.

Когда нацистские войска ворвались в Польшу, р. Фрумер перебрался в Варшаву, где обосновался и р. Давид из Сохачева. Р. Фрумер создал в варшавском гетто ешиву и на протяжении ряда лет проводил в ней занятия.

После подавления восстания, вспыхнувшего в гетто в нисане 5703 /1943/ года, р. Фрумера вместе с другими уцелевшими обитателями гетто перевели в концентрационный лагерь Майданек.

По свидетельству очевидца, выжившего в Майданеке, р. Фрумер приближался к газовой камере, пританцовывая и прихлопывая в ладоши, с благодарственной молитвой на устах: «Благословен Б-г, удостоивший меня погибнуть в освящение Его Имени» (Гдолей адорот).

Алахические респонсы р. Фрумера были изданы под названием Эрец Цви («Оленья земля» — так поэтично называют Землю Израиля; но также заглавие книги можно перевести и как «Земля Цви» — по имени автора, р. Арье-Цви).


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»