Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Ешива Мир, Катастрофа, Рав Александр Кац, Освящение Имени Всевышнего
Раби Авраам-Цви бар Элияу-Барух Камай (5620-5702 /1860-1942/ гг.) — один из духовных лидеров поколения.
Праправнук р. Авраама, брата Виленского Гаона.
Изучал Тору под руководством отца, р. Элияу-Баруха Камая — раввина и главы ешивы г. Мира.
В юности прославился как илуй.
После женитьбы поселился в литовском городке Кейданах (Кедайняе), целиком посвятив себя занятиям Торой.
Чтобы прокормить семью, р. Авраам-Цви открыл в Кейданах аптеку, в которой торговала его жена, а он помогал ей при приготовлении лекарств. Среди постоянных покупателей было и множество неевреев, считавших, что лекарства, приготовленные руками праведного рокеаха (фармацевта), обладают особой исцеляющей силой. В число его клиентов входил и местный помещик Столыпин, ставший впоследствии председателем совета министров Российской империи (Гдолей адорот).
Позднее, уступая настоятельным просьбам общины, р. Авраам-Цви стал раввином Кейдан.
Однако он поставил предварительным условием, что не станет получать ни копейки из общинной кассы, по-прежнему зарабатывая себе на хлеб трудом фармацевта (там же).
В годы первой мировой войны, когда Кейданы оказались на линии фронта и большинство еврейских жителей городка эвакуировалось в глубь Российской империи, р. Авраам-Цви с семьей обосновался в украинском городе Бердянске, на берегу Азовского моря.
Однажды летней ночью 5677 /1917/ года р. Авраам-Цви вдруг почувствовал, что его отец тяжело болен. И хотя никаких сведений об отце у него не было, он той же ночью собрался в путь и отправился по опасным дорогам военного времени через всю страну — в Мир. Проезжая Минск, он узнал, что отца привезли на лечение как раз в этот город, и сейчас он лежит при смерти. Он успел проститься с отцом за несколько минут до его кончины (там же).
Р. Авраам-Цви заменил отца во главе общины г. Мира. В 5681 /1921/ году в Мир вернулась ешива, находившаяся во время войны в Полтаве, и р. Авраам-Цви стал в ней ведущим преподавателем.
В годы между двумя мировыми войнами ешива приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы. К 5696 /1936/ году число учеников возросло до пятисот — причем, многие из них приезжали из других стран, в том числе, и из США (там же).
Р. Камай по-прежнему посвящал основное время занятиям Торой, покидая свой рабочий кабинет только для молитвы и уроков в ешиве. Один из учеников, сопровождавший его во время прогулки по городу, был поражен тем, что наставник совершенно не знаком с расположением улиц, находящихся вне его обычного маршрута между домом и ешивой (там же).
Во второй половине 5690-х /1930-х/ годов р. Камай стал одним из общепризнанных духовных лидеров еврейских общин Польши и Литвы. После смерти р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), последовавшей в 5693 /1933/ году, глава виленской общины р. Хаим-Озер Гродженский стал советоваться по всем сложным вопросам с р. Камаем.
С началом второй мировой войны г. Мир оказался в зоне советской оккупации — начались репрессии против еврейских общинных учреждений, и ешиве угрожало закрытие.
Осенью 5699 /1939/ года один из учеников услышал сообщение Лондонского радио о том, что советское правительство передает г. Вильно (Вильнюс) под суверенитет независимой Литовской республики. Стало ясно, что тот, кто успеет переселиться в Вильно до присоединения этого города к Литве, вновь окажется в свободном мире. В последующие двое суток все студенты ешивы покинули Мир; однако р. Камай, которому уже было восемьдесят лет, решил остаться со своей общиной (там же).
Летом 5701 /1941/ года в город вошли войска вермахта. После многочисленных репрессий и издевательств, восемнадцатого хешвана 5702 /1942/ года, нацисты собрали две тысячи триста евреев Мира на рыночной площади — стариков, детей, женщин. Грузовики отвезли их к ямам, вырытым за городом, где все уже было приготовлено для массовой казни. Обращаясь к евреям города, р. Камай призвал их принять свою долю с чувством любви к Всевышнему — как великий праведник древности раби Акива, зверски казненный римлянами.
Р. Камай напомнил своей общине, что в свои последние мгновения раби Акива читал молитву «Слушай, Израиль…», радуясь возможности выполнить заповедь Торы (Дварим 6:5) \"Люби Г-спода, Твоего Б-га, …всей своей душой» — и даже в тот, момент, когда Он забирает твою душу\" (Брахот 61б).
Среди расстрелянных были также дочь и зять р. Камая; а несколько дней спустя нацисты казнили его жену и вторую дочь, которым удалось спрятаться в день расстрела общины (там же).
Все многочисленные рукописи р. Камая погибли в огне, когда нацисты сожгли синагогу Мира и дом раввина (там же).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»