Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Алаха, Рав Александр Кац, Литва
Раби Авраам-Цви-Гирш бар Яаков Айзенштадт (Питхей тшува; 5573-5628 /1813-1868/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Правнук р. Меира из Айзенштадта, автора книги Паним меирот (Лицо, излучающее свет).
Родился в г. Белостоке.
В восемнадцатилетнем возрасте р. Айзенштадт начал работу над алахическим сборником, получившем название Питхей тшува (Врата ответов). Из многих тысяч респонсов, составленных законоучителями прошлых поколений, он отбирал краткие законодательные решения (псаки), а затем размещал их в порядке, соответствующем расположению законов в кодексе Шульхан арух.
В двадцать два года он завершил работу над разделом Йорэ деа (Обучающий мудрости), посвященном заповедям ритуального характера. В 5596 /1836/ году эта книга была издана в виленской типографии.
В том же, 5596 /1836/ году, р. Айзенштадт стал раввином городка Берестовичи, возле Гродно. Здесь он расширил книгу Питхей тшува, составив аналогичные выборки респонсов для раздела Хошен мишпат(Судный нагрудник), содержащего законы имущественных отношений между людьми, а также для раздела Эвен аэзер (Камень помощи), посвященного семейному праву.
Своей книгой он завершил труд, начатый его предшественниками братьями р. Хаимом-Мордехаем и Эфраимом-Залманом Маргалиотами, которые составили книгу Шаарей тшува, посвященную первому разделу кодекса Шульхан арух — Орах хаим (Образ жизни).
Наряду с выборкой из ста восьмидесяти сборников респонсов, р. Айзенштадт составил книгу собственных хидушим (аналитических заметок) на кодекс Шульхан арух — эта книга получила название Нахалат Цви(Наследие Цви).
В последний период жизни р. Айзенштадт возглавлял общину г. Отьяна, расположенного в окрестностях Ковно (Каунаса).
Однажды к нему пришла женщина и, рыдая, сообщила, что несколько месяцев назад ее сын исчез из дома, а теперь до нее дошли слухи, будто он умер в чужих краях или даже изменил своей вере. Р. Айзенштадт уверенно сказал ей, что сын жив и вернется домой. Так и произошло. Когда на исходе года юноша возвратился, у р. Айзенштадта спросили, каким образом он сумел это предсказать. Он пояснил: «Я не пророк и не ученик пророка — я просто следовал указаниям алахи. Ведь каждый человек обладает хезкат хаим (презумпцией жизни) — т.е. с точки зрения еврейского закона, человек считается живым до тех пор, пока нет свидетеля его смерти. Что же касается предположения о том, что он крестился, — каждый человек, против которого нет свидетельских показаний, обладает хезкат кашрут (презумпцией кашерности). Ну, а если он не умер и не крестился, то естественно предположить, что он когда-нибудь вернется домой» (Гдолей адорот).
Р. Авраам-Цви-Гирш Айзенштадт умер третьего элуля 5628 /1868/ года во время пребывания в прусском городе Кенигсберге.
В 5630 /1870/ году его книга Питхей тшува была включена в новое издание кодекса Шульхан арух, подготовленное виленской типографией вдовы и братьев Ромм. С тех пор в большинстве изданий Шульхан аруха книга р. Айзенштадта печатается рядом с основным текстом. Эта книга широко изучается и является одним из основополагающих источников при установлении законодательных норм.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»