Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Убийство, Алия, Рав Александр Кац, Колена Израиля
Раби Барух бар Шмуэль (р. Барух из Пинска; умер в 5594 /1834/ г.) — знаток Торы и врач.
Родился в г. Пинске, в белорусском Полесье.
В 5579 /1819/ году прибыл в Землю Израиля и присоединился к цфатской общине последователей Виленского Гаона, возглавляемой р. Исраэлем из Шклова.
В месяце хешване 5591 /1830/ года по поручению р. Исраэля из Шклова р. Барух отправился на поиск десяти «потерянных колен».
По сведениям, полученным руководителями общины, потомки этих колен обитали в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. После двух с половиной лет пути, в месяце ав 5593 /1833/ года, р. Барух прибыл в Сану, столицу Йемена. Здесь он был с почетом встречен местными знатоками Торы, оказавшими ему всяческое содействие. Сопровождаемый знаменитым йеменским кабалистом р. Ихье Абичем (5526-не ранее 5596 /1766-не ранее 1836/ гг.), р. Барух совершил путешествие в глубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, обитали потомки колена Дана. В пустыне они встретили пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан — он лишь взялся передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова, обещая привезти ответ в Сану еще до наступления праздника Рош ашана.
Р. Барух и р. Ихье Абич вернулись в Сану, но пастух не явился к назначенному сроку. Тем временем р. Баруху удалось с помощью врачебной науки, которую он изучал еще в Европе, излечить от смертельной болезни имама — верховного правителя Йемена. Имам назначил его своим придворным врачом, а затем и личным советником. В месяце шват 5594 /1834/ года в результате интриги сановников, которые завидовали его взлету к вершинам власти, р. Барух был застрелен имамом в дворцовом саду. Перед смертью он проклял имама и предрек, что в ближайшие дни он навсегда потеряет власть.
Имам повелел бросить мертвое тело р. Баруха на растерзание в свой зверинец — но голодные хищники даже не притронулись к телу, оставаясь от него на почтительном расстоянии. Тогда имам разрешил евреям Саны с почетом похоронить праведника. Несколько дней спустя вследствии дворцового переворота имам лишился власти над Йеменом (Энциклопедия левейт Исраэль т. 5 с. 155; Везэ шаар ашамаим с. 229-230).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»