Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Ришоним, Испания, Рав Александр Кац, Изгнание из Испании
Раби Давид бар Амрам Адани — выдающийся толкователь Пятикнижия, автор книги Мидраш Агадоль.
Жил в г. Адене, крупнейшем морском порту Йемена.
Состоял в алахической переписке с прямым потомком Рамбама р. Йеошуа Анагидом, главой еврейской общины Египта (известны послания, датированные 5106 /1346/ годом).
Составил сборник мидрашей, получивший название Мидраш Агадоль. В этой книге приводятся многочисленные толкования Торы из Талмуда и других книг — причем, некоторые старинные мидраши сохранились полностью лишь в сборнике р. Адани.
Весь приводимый материал составитель стремится объединить в единую цепь, используя в качестве связующих звеньев и обрамления свои собственные комментарии.
Увлечение «греческими книгами» — нееврейской философией и науками —привело к тому, что значительная часть испанских евреев отдалились от традиций предков, стремясь сблизиться, а затем и слиться с окружающим населением. И когда во время погромов 5151 /1391/ года евреям Испании был предложен выбор: крещение или смерть, очень многие избрали крещение. Духовенство и специально созданное судилище — инквизиция — всеми средствами добивались того, чтобы «новые христиане» полностью порвали со своим прошлым, отказавшись от еврейских обычаев и традиций в повседневной домашней жизни. Причем, как это часто бывает, во главе святош стояли наиболее ретивые из среды самих выкрестов: епископ Павел Бургосский, ставший воспитателем наследника испанского престола, а также Великие Инквизиторы Томас Торквемада и Диего ди Деза. По стране запылали костры. А в 5252 /1492/ году, желая оградить новообращенных христиан, марранов, от «пагубного» влияния их прежних собратьев, король Фердинанд повелел всем евреям покинуть пределы его страны. 9 ава 5252 года более трехсот тысяч евреев, распродав за бесценок свое имущество, пустились в дорогу; пятьдесят тысяч крестились и остались в Испании.
В те же годы под ударами непрерывных преследований и погромов обезлюдили еврейские кварталы Германии. Духовный центр ашкеназских евреев смещался к востоку: сначала в Вену, столицу Австрии, а затем еще дальше — в Прагу.
С исходом евреев из Испании и Германии завершилась эпоха ришоним —мудрецов «раннего периода».
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»