Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ришоним, Тосафот, Алия, Рав Александр Кац, Франция
Раби Шимшон бар Авраам из Шанца (Раш; умер 4995 /1235/ г.) — один из величайших авторов Тосафот.
Младший брат Рицбы.
В юности изучал Тору у рабейну Тама, однако ближайшим его наставником был Ри Азакен.
Возглавлял ешиву в г. Сансе (Шанце), расположенном к югу от Парижа.
Р. Шимшон написал Тосафот (Дополнения) к большинству трактатов Талмуда — их обычно называют ТосафотШанц.
Классическая редакция Тосафот, которая печатается рядом с основным текстом Талмуда, составлена именно на основе ТосафотШанц — в нее также включены фрагменты уроков в ешиве Санса, записанные учениками р. Шимшона, и записи учеников его учеников. В этих записях тосафисты часто называют его «Рашба» — аббревиатура слов «раби Шимшон бен Авраам».
В 4971 /1211/ году, после смерти старшего брата, р. Шимшон навсегда покинул Францию — во главе группы из трехсот тосафистов он отправился на Святую Землю. Остановившись на некоторое время в Иерусалиме, он затем поселился в Акко, крупном порте на севере страны, — после утраты Иерусалима крестоносцы превратили этот город в свою столицу.
В Земле Израиля р. Шимшон завершил работу над комментариями к двум разделам Мишны — Зераим (кроме трактата Брахот) и Тоорот (кроме трактата Нида). Поскольку эти разделы, за исключением указанных трактатов — Брахот и Нида, не были включены в состав Вавилонского Талмуда, р. Шимшон опирался в своих исследованиях, в первую очередь, на Иерусалимский Талмуд (в разделе Зераим) и на Тосефту — сборник законов, не включенных в Мишну (в разделе Тоорот).
В его комментарии к разделу Зераим (Посевы) названы многочисленные растения, которые произрастают только в климатической зоне Земли Израиля, и р. Шимшон говорит об их возделывании языком очевидца, — это ясное доказательство того, что работа над комментарием велась на Святой Земле.
До сих пор его комментарии, называемые обычно Перуш Араш (Комментарий р. Шимшона), служат базисной основой для изучения этих сложнейших разделов Мишны.
Р. Шимшон составил также комментарий к Сифре — алахическому мидрашу на книгу Ваикра.
Умер в Акко; похоронен у подножия горы Кармель (Седер адорот)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»