Из цикла «Хроника поколений», темы: Идолопоклонство, Пророки, Разрушение Храма, Убийство, Искупление грехов, Захария, Александр Кац
Зехарья бен Йеояда (זכריה בן יהוידה; ум. в 3100 году /661 г. до н.э./) — пророк и первосвященник в период Первого Храма.
Его отец Йеояда (см.) был пророком и первосвященником Иерусалимского Храма (Седер адорот), а мать Йеошават — дочерью царя Йеуды Йеорама (см. Диврей аямим II 22:11; Седер адорот).
В 3061 году /699 г. до н.э./ его отец Йеояда стал соправителем взошедшего на престол семилетнего царя Йеуды Йоаша (Диврей аямим II 23:1-24:14; Седер адорот). В 3067 году /693 г. до н.э./ Зехарья получил от отца посвящение в пророки, а затем сменил его в роли первосвященника (Седер адорот). Вместе с тем, он стал главой Верховного Суда (Эйха раба 4:16, Маарзо).
После смерти Йеояды, последовавшей в 3098 году /662 г. до н.э./, его воспитанник царь Йоаш отошел от соблюдения заповедей Торы и стал служить идолам (Диврей аямим II 24:17-18). А затем царь обожествил себя, и жители Йеуды стали поклоняться ему как богу (Седер олам раба 18; Раши, Гитин 57б).
Зехарья пытался увещевать народ, предрекая разрушение Иерусалима (Санхедрин 96б). А в 3100 году /661 г. до н.э./, когда царь повелел установить идола в Иерусалимском Храме и воскурять ему благовония, первосвященник Зехарья категорически воспротивился. «Так говорит Б-г, — воззвал он к народу, — зачем вы преступаете повеления Б-га?! …Как вы оставили Б-га, так и Он вас оставит!» По приказу царя пророка забросали камнями прямо во дворе Храма. Умирая, Зехарья произнес: «Да увидит Б-г и взыщет» (там же 24:20-22, Таргум; Оцар ишей аТанах, Зехарья бен Йеояда). Это произошло в Йом кипур, который был одновременно и шабатом (Эйха раба 4:16; Седер адорот).
Зехарья был похоронен на склоне Масличной горы (Ар азейтим) (Седер адорот). Но его кровь, пролитая во дворе Храма, не высохла, и ее не удалось смыть с того места.
В том же году в результате заговора был убит царь Йоаш (Диврей аямим II 24:25). Но и после этого кровь пророка кипела и бурлила в течение 238 лет, вплоть до разрушения Первого Храма (Коэлет раба 3:20; Седер адорот).
Вавилонский полководец Невузарадан, покоривший и разрушивший Иерусалим, увидел во дворе Храма кипящую кровь и спросил: «Чья она?» Пленные евреи попытались ввести его в заблуждение, утверждая: «Это кровь жертвенных животных». Но он доискался до истины. «В прежние годы, — признались пленные, — среди нас был пророк, который очень сильно нас упрекал. Он предсказывал всё то, что произошло с нами сейчас, но ему не верили, и его убили. С тех пор уже много лет его кровь не может успокоиться». «Я ее умиротворю», — сказал Невузарадан. Он велел привести судей Великого Санхедрина и Малого Санхедрина — все они были казнены рядом с этой кровью. Но кровь Зехарьи не успокоилась. Было убито множество юных коэнов. Кровь не успокоилась. Были убиты дети, изучавшие Тору в школе. Кровь не успокоилась. «Зехарья, я убил лучших из вас, — обратился Навузарадан к кипящей крови. — Неужели ты хочешь, чтобы я убил всех?» «Неужели ты важнее всей этой крови?!» — закричал злодей на кипящую кровь пророка. И тогда кровь Зехарьи просохла и впиталась в землю (Гитин 57б; Санхедрин 96б; Эйха раба 4:16; Коэлет раба 3:20).
По свидетельству кабалистов, душа Зехарьи вновь воплотилась в двух главах Санхедрина в период Второго Храма, которых звали Шемая и Автальон — причем, часть души, называемая руах, воплотилась в Шемае, анефеш — в Автальоне (см. о них в кн. «Еврейские мудрецы», с. 5). В более позднюю эпоху его руах воплотился в великом кабалисте р. Моше Кордоверо (Рамак), а нефеш — в р. Элияу Ди Видасе, авторе кабалистической книги Решит хохма (см. там же, с. 124-126), и не случайно они были очень близкими друзьями (Седер адорот 3061).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»